|
|
N°58, 07 апреля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Режиссура как она есть
Март начинался, сами помните как. Реалити-шоу «Выборы президента» завершились праздничным концертом на Васильевском спуске. Выход двух президентов-победителей из кремлевских ворот, их проход в ногу по брусчатке Красной площади сквозь снег и дождь под песню настоящих мужиков «Давай за них, давай за нас, и за Сибирь, и за Кавказ» -- это не забудется никогда. Тем более что у нас еще будет возможность этот выдающийся клип пересмотреть не раз -- к инаугурации уж точно.
Похоже, что режиссерская профессия на телевидении снова входит в моду, режиссерская -- в самом высоком, театрально-праздничном смысле этого слова. В советское время особым расположением власти пользовались мастера режиссуры «массовых представлений» -- именно они заведовали торжественными открытиями и закрытиями съездов КПСС, кремлевскими концертами, праздниками и демонстрациями на Красной площади, открытиями и закрытиями международных спортивных состязаний (кто забудет плачущего олимпийского Мишку?) В лучших традициях большой советской партийной режиссуры был выдержан и юбилейный вечер Большого Советского Поэта Героя Социалистического труда Сергея Михалкова в Большом театре. Другой стиль советской режиссуры, ныне вновь востребованный на телевидении, -- стиль «негромкой задушевности». Задушевность, поставленная на конвейер, превращается в липкую вязкую гадость. Ролики «Первого канала», посвященные Году семьи, затянули в свою тину приличных людей (например, Галину Волчек). Смотреть на эту безвкусицу невыносимо. Особенно между выпусками новостей, привычно повествующих о бесконечных бытовых кошмарах современных российских семей -- от жилищных и финансовых до медицинских.
Жесткой режиссурой отличаются ночные молодежные ток-шоу канала ТВ Центр -- «Решите за меня» и «Только ночью». Пожалуй, именно в этих программах поднимаются самые острые, самые важные, самые взрывоопасные для нашего общества темы. Робость и отсутствие профессионального опыта юных ведущих полностью компенсируется агрессивностью и нетерпимостью некоторых участников. Диспуты в передаче «Только ночью» нередко перерастают в личностные конфликты, грозящие в свою очередь превратиться в рукопашный бой. Такого накала достиг спор Антона Носика и Виктора Алксниса о правилах поведения в Живом Журнале. Невероятный интерес вызвала столь же непримиримая дискуссия о преподавании истории в школе с участием Леонида Млечина, выступавшего за вариативность и плюрализм, и Леонида Полякова, продвигавшего идею единого государственного канонического учебника. Поляков восхищался успехами сталинизма и призывал разделить его восхищение аудиторию. Аудитория реагировала по-разному, что, видимо, не совсем вписывалось в государственную историческую доктрину. Надо бы еще поработать.
Настоящей, высокопрофессиональной режиссурой отличаются фильмы, показанные в рамках рубрики «Закрытый показ» на «Первом канале». Три мартовские телепремьеры -- «Ничего личного» Садиловой, «Изгнание» Звягинцева и «Отрыв» Миндадзе -- безусловные события месяца. Жаль, что обсуждение происходит не в прямом эфире и так поздно, что не все до него доживают. Но даже в таком глубоко ночном формате «Закрытый показ» является одной из лучших программ современного российского телевидения, поскольку выполняет главные его функции -- информирует, просвещает и рождает споры.
Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы»