В конце прошлой недели состоялся трехдневный рабочий визит в Туркменистан индийской делегации по главе с вице-президентом страны Хамидом Ансари. Стороны подписали Меморандум о взаимопонимании между нефтегазовыми министерствами двух стран. А также, по неофициальной информации, согласовали вопрос
присоединения Дели к проекту Трансафганского газопровода, по которому туркменский газ может транспортироваться в Пакистан и Индию транзитом через Афганистан. До сих пор индийцы имели статус наблюдателя в рабочей группе, но ожидается, что на ближайшей встрече министров энергетики четырех стран, которая должна состояться 21--22 апреля в Исламабаде, Дели станет полноправным участником проекта.
Следует отметить, что
старая идея создания этого маршрута экспорта туркменского газа вновь актуализирована усилиями американской дипломатии, которая лоббирует его в противовес проекту трубы Иран--Пакистан--Индия. И лишним тому подтверждением является тот факт, что туркменский лидер Гурбангулы Бердымухамедов в рамках визита в Бухарест на саммит НАТО встречался с президентом Афганистана Хамидом Карзаем, и, как гласит официоз из Ашхабада, стороны «уделили особое внимание вопросам практической реализации проекта газопровода Туркменистан--Афганистан--Пакистан--Индия, подчеркнув его значение как фактора благополучия каждой из стран -- участниц проекта и всего региона в целом».
«Трубопровод Туркменистан--Афганистан--Пакистан--Индия станет весомым вкладом в дело укрепления позитивного сотрудничества на всем континенте», -- сказал Гурбангулы Бердымухамедов на встрече в минувшую пятницу с индийским вице-президентом. Г-н Ансари в ответ подтвердил приверженность своей страны этому проекту. А на следующий день отправился посетить крупнейшее газовое месторождение Туркмении -- «Довлетабад», которое сейчас является базой для экспорта газа в Россию и рассматривается в качестве источника будущего трубопровода в Индии.
Проект строительства Трансафганского трубопровода, по которому газ с Довлетабадского месторождения должен поступить в Пакистан и Индию, получил поддержку Азиатского банка развития. Протяженность газопровода составит 1680 км, пропускная способность -- 30 млрд кубометров природного газа в год. Стоимость проекта несколько лет назад оценивалась 3,3 млрд долларов.
По сообщениям индийских газет, вице-президент Индии называл свою страну естественным партнером Ашхабада, а сотрудничество в газовой сфере «логичным, очевидным и взаимовыгодным». В рамках подписанного меморандума Дели предлагает туркменской стороне использовать «глубокие знания, опыт и капитал» индийских энергетических концернов в сфере добычи углеводородов, таких как ONGC, GAIL, OVL и IOC.
Совсем недавно власти Туркменистана декларировали, что готовы предоставлять лицензии на разведку и добычу нефти и газа только на шельфе Каспия (где, как известно, много спорных вопросов с Ираном и Азербайджаном). Но при этом стремление Индии Ашхабад вполне устраивает. Ведь появление нового участника должно подстегнуть китайскую CNPC, получившую ранее право вести разведку и добычу на месторождении, которое предполагается на роль сырьевой базы для экспортного газопровода в Китай. Демонстративные контакты с Туркменистаном выгодны и Дели, поскольку переговоры с Ираном по ценам и другим условиям поставок газа (в виде СПГ и по трубопроводу IPI) идут очень сложно.
И конечно, процесс выгоден Вашингтону, который, с одной стороны, пытается вернуть себе роль координатора газовых потоков в среднеазиатском регионе, а с другой -- пытается изолировать газовый потенциал Ирана и снизить роль «Газпрома» в качестве единственного импортера туркменского топлива.