В минувшие выходные, первые в этом году по-настоящему весенние и теплые, была отмечена повышенная активность оппозиции. В субботу
в Санкт-Петербурге прошла конференция «Новая повестка дня демократического движения России». Демократы собрались в зале гостиницы «Англетер», в которой в 1925 году покончил жизнь самоубийством Сергей Есенин. В мероприятии участвовали 177 человек, главным образом представители партий «Союз правых сил», «Яблоко», ликвидированной Республиканской партии России, движений «Объединенный гражданский фронт» и «Народно-демократический союз». Конференция стала еще одной попыткой демократических сил объединиться в новое движение. Но, как обычно, закончилось все лишь принятием резолюции о необходимости объединения. А уже на следующий день, в воскресенье, на свою конференцию в Москве в гостинице «Алтай» собралось около 200 представителей непарламентских левых сил.
В субботу вокруг "Англетера" собралось огромное множество людей с флагами, и можно было подумать, что народ пришел приветствовать демократов или, наоборот, осуждать их же от имени прокремлевских молодежных движений. Но нет, петербуржцам в этот день не было никакого дела до демократов. Город встречал олимпийский огонь.
Демократы, выступавшие на конференции, сходились в одном: пора объединяться. Причем надо начать с самого начала, а именно -- с цели объединения. Вот эта цель и стала новым яблоком раздора. Представители структурированных партий считали, что целью должна стать борьба за власть, следовательно, участие и победа в выборах. Отдельно стоящие политики, которые представляли себя, а не партии, имеющие регистрацию Минюста, настаивали на создании широкого движения снизу, а участие в выборах называли делом бесперспективным, не веря в их честность и легитимность.
Первым выступил писатель-диссидент Владимир Буковский. Он констатировал: «Власть практически вытеснила демократические силы из политического пространства». И перечислил меры, с помощью которых это было сделано, -- изменения избирательного законодательства, усложнение процедуры регистрации политических партий и так далее.
«Я всегда считал, что увлечение демократов партийной политикой ошибочно. Партии складываются на волне движений, тогда у них есть мощная основа, -- сказал Владимир Буковский. -- Нужно вернуться к первоначальной идее массового движения сопротивления за установление демократии». При этом г-н Буковский отметил, что объединенную демократическую партию, если она будет создана, неизбежно ждут проблемы с финансированием: «Где взять средства, когда ни один бизнесмен не решится финансировать демократические партии после дела ЮКОСа и когда по закону в этом не могут участвовать деньги из-за границы?» «Я категорически против любых форм существования оппозиционного движения, связанных с официальной регистрацией Минюста», -- сказал политик.
Лидер СПС Никита Белых не согласился с предыдущим оратором и отметил, что у него «несколько другое отношение» к партийной политике в стране. «Мы должны определить для себя -- мы боремся с режимом или боремся за власть? -- сказал г-н Белых. -- Для борьбы с режимом подходят партизанские методы борьбы -- поезда под откос пускать, уходить в лес с берданками. Если же мы боремся за власть, мы должны создать структуру, демонстрирующую обществу, что у нас есть команда профессионалов». Только таким путем, по мнению лидера СПС, можно произвести «перезагрузку демократии» в стране.
Лидер ОГФ Гарри Каспаров в оценке целей и методов объединения согласился скорее с Владимиром Буковским. «Мы все понимаем, что нужно объединение. Предмет дискуссии -- не форма, а содержание объединения, -- сказал г-н Каспаров. -- Мы не можем говорить, что боремся за власть, поскольку это означает борьбу за победу на выборах. Мы боремся за то, чтобы эти выборы состоялись -- в соответствии с демократическими процедурами».
Лидер молодежного «Яблока» Илья Яшин заговорил о необходимости обновления внутри самих демократических движений, в которых, по его мнению, отражаются процессы, происходящие в общенациональных масштабах. Он отметил: внутри демократических партий нет конкуренции, а также механизмов коллегиальной выработки решений.
Член бюро партии «Яблоко» Михаил Амосов высказал предложение всем демократическим силам в течение предстоящего избирательного цикла избегать нападок друг на друга. Эту идею поддержал Никита Белых.
В итоге конференции демократы приняли резолюцию. «Изменить ситуацию в стране может и должно создание мощной политической силы, которая была бы способна консолидировать поддержку миллионов российских граждан с демократическими убеждениями. Объединение демократических сил России возможно и необходимо. Это объединение должно начинаться с согласия по ключевым вопросам», -- гласит документ. -- Мы будем добиваться проведения в стране всеобъемлющей политической реформы в целях кардинальной демократизации общественно-политической обстановки в стране».
В резолюции также отмечается, что политическая реформа должна включать три составляющих -- отмену цензуры, ограничений на свободу политической деятельности и восстановление реального разделения властей и федерализма. По мнению участников конференции, для проведения реформы необходимо сочетать различные методы работы -- от контактов с властью до гражданского сопротивления.
«Мы не ищем конфронтации: мы стремимся создать движение надежды для миллионов россиян, желающих видеть свою страну свободной. Мы намерены сделать все от нас зависящее, чтобы вернуть Россию на свободный, демократический путь развития», -- говорится в резолюции.
А уже на следующий день, в воскресенье, на свою конференцию в Москве, в гостинице «Алтай», собрались около 200 представителей непарламентских левых сил. Среди них национал-большевики во главе с Эдуардом Лимоновым, представители политической организации «Российская коммунистическая партия -- КПСС», Международного союза советских офицеров, Авангарда красной молодежи, Ассоциации марксистских организаций. Мероприятие носило название «Политическая ситуация в России и путь левой оппозиции». Московский саммит также договорился начать объединительный процесс внутри своего крыла и даже предложил сотрудничество либералам. Что и отразилось в итоговом документе, который назвали не резолюцией, а декларацией: «Мы имеем различные взгляды на многие проблемы, но осознаем необходимость сплотиться для противодействия социальному и политическому курсу, осуществляемому в нашей стране».
Но речь идет о создании не новой партийной структуры, а некоей конфедерации, уточнил представитель запрещенной Национал-большевистской партии Александр Аверин. В то же время авторы документа настаивают, что воплотить в жизнь их идеалы, такие, как «солидарность, свобода, самоуправление, коллективизм и социальная справедливость», можно только при «смене капитализма на социалистический строй». «Мы -- часть мирового антикапиталистического левого движения. Выступая за право каждой нации на самоопределение и развитие, мы непримиримо относимся к любым формам шовинизма и ксенофобии», -- говорится в декларации.