Ассоциация российских банков вынесла в центр обсуждения
открывшегося вчера съезда организации тезис «Расширение кредитования -- важнейший фактор экономического роста России». Вряд ли с этим тезисом можно спорить, но, как говорил накануне съезда глава АРБ Гарегин Тосунян, главная задача банковского форума -- донести эту мысль до институтов власти, участников финансового рынка и широкой общественности. В данный момент для всех очевидно, что сильно ухудшившиеся условия на международном кредитном рынке как минимум не способствуют, а как максимум препятствуют возможности расширения кредитования. Дополнительным элементом нестабильности отечественной банковской системы стал процесс по делу об убийстве Андрея Козлова, курировавшего на посту первого зампреда ЦБ банковский надзор.
Процесс, который недавно закрыли для общественности, успел пролить свет на многие темные пятна банковской системы. Однако большинство банков больше заботит все-таки сужение возможностей фондирования своего бизнеса.
Президент АРБ Гарегин Тосунян, открывая съезд, отметил, что банковская система внесла серьезный вклад в рекордные темпы роста, показанные российской экономикой в прошлом году. Как известно, рост ВВП по итогам 2007 года составил 8,1%. И, по оценкам экспертов, порядка 2--2,5 процентных пунктов из этого показателя было обеспечено за счет развития кредитования. Однако с определенного момента эти возможности начали сокращаться. Когда в августе на мировом финансовом рынке начал развиваться кризис ликвидности, то уже к октябрю отечественная финансовая система стала испытывать его последствия, сказал г-н Тосунян. «Резко упали возможности внешних заимствований для российских банков, и на российском рынке стал маячить риск серьезного дефицита ликвидности. А ведь предыдущие пять лет рост показателей банковской системы и частного сектора происходил в значительной степени за счет внешних источников заимствования. Иначе говоря, мы сделали за эти годы свою экономику очень сильно зависимой от внешних кредитов», -- отметил глава АРБ. Впрочем, подчеркнул он, проблемы, которые возникли у участников финансового рынка, «были мгновенно услышаны регулятором и правительством и в кратчайшие сроки предприняты адекватные меры по нейтрализации этих рисков».
Большинство выступавших сошлись в том, что неблагоприятные внешние условия повлекут за собой снижение темпов роста кредитования внутри страны, и требуют от властей и банковской системы новых мер. Глава Центрального банка Сергей Игнатьев, выступая на съезде, подтвердил, что «Банк России готов резко увеличить объемы рефинансирования коммерческих банков». Как известно, ЦБ такие меры планирует -- в частности, уже в апреле пройдут аукционы по размещению в банках свободных средств федерального бюджета (примечательно, что именно о необходимости этого на недавней встрече Дмитрия Медведева с экономистами говорил избранному президенту глава Альфа-банка Петр Авен).
Банкиры, тем не менее, видят и негативные сценарии. Согласно одному из них, например, крупный игрок розничного рынка ВТБ 24 гипотетически может в перспективе даже прекратить ипотечное кредитование. По мнению главы банка Михаила Задорнова, российская экономика уже очень сильно кредитозависима: так, уже порядка 20% сделок с недвижимостью осуществляется по ипотеке, а автокредиты обеспечивают 40% покупок автомобилей. Темпы роста потребительского кредитования уже снижаются: в декабре они составляли 8%, в январе -- 7%. Михаил Задорнов уверен: «Замедление кредитования неизбежно и пропорционально сократит темпы экономического роста. Это уже происходит». Банкир подтвердил, что сейчас нет проблем с краткосрочной ликвидностью. Но подчеркнул: «Утверждение, что с ликвидностью проблем нет, камуфлирует структурную проблему». Эта проблема состоит в том, что у банков происходит снижение накопленной доли долгосрочных пассивов. Депозиты граждан трудно рассматривать как источник долгосрочного финансирования для банков, поскольку, по словам г-на Задорнова, срок среднего депозита составляет полтора года. Для замещения долгосрочных ресурсов, которые в последние годы привлекались с внешних рынков, необходимо задействовать государственные ресурсы -- пенсионные, страховые, а также средства госкорпораций.
По поводу масштабов зависимости российских компаний от иностранного финансирования вчерашняя The Financial Times приводит мнение главы Merrill Lynch в России Сергея Алексашенко. Он отмечает, что из 400 млрд долл. внешних долгов российских компаний и банков около 100 млрд долл. должны быть выплачены в этом году. В четвертом квартале прошлого года российские компании вернули 20 млрд долл. и нашли средства для выплаты еще 15 млрд долл. «Все зависит от того, смогут ли они повторить это в первом, втором и третьем кварталах», -- подчеркивает г-н Алексашенко. Как представляется, в первом квартале Россия справилась с этой задачей, пишет Интерфакс.
Примечательно мнение председателя совета директоров МДМ-банка Олега Вьюгина, ранее занимавшего пост первого зампреда ЦБ. Выступая вчера на конференции в Высшей школе экономики, Вьюгин сказал, что в первую очередь банки должны сами решать вопросы пополнения ликвидности. «Сегодня нам кризис говорит, что доступ к внешним накоплениям будет некоторое время ограничен, но любой банк должен сам управлять своей ликвидностью», -- цитирует его РИА Новости. По мнению Олега Вьюгина, в условиях резкого изменения ситуации и полного отказа от предоставления капитала на внешних рынках рефинансирование со стороны ЦБ потребуется, и мощности Центрального банка достаточны для предоставления такой ликвидности. Но г-н Вьюгин отмечает, что проблема с ликвидностью может возникнуть только в самих банках, «если управление ликвидностью происходит непрофессиональным образом». «Но я считаю, что монетарные власти не должны ориентироваться на такое плохое поведение», -- говорит глава совета директоров МДМ-банка. Но, предоставляя ликвидность, Центробанк должен жестко контролировать риски, которые могут возникнуть в банках из-за такого легкого в психологическом плане доступа к ликвидности: «Не надо по поводу этого объективного экономического обстоятельства стараться привлечь средства налогоплательщика к неприемлемым рискам», -- резюмирует Олег Вьюгин.