Власти Чечни решили навести порядок внутри комплекса правительственных зданий в Грозном, известного под тюремной аббревиатурой «КПЗ». Премьер-министр Чечни Одес Байсултанов объявил, что работы по обустройству территории начнутся уже в первых числах апреля. В ходе обустройства охраняемый периметр чеченского правительства могут покинуть практически все остающиеся там представители федеральных силовых структур, которые, собственно, и выполняют функцию охраны.
В начале второй чеченской войны Грозный был разрушен настолько, что разместить административные структуры решили в Гудермесе, который пострадал не так сильно. Когда столица все-таки вернулась в Грозный, на месте старого административного квартала были груды развалин. Новое место выбрали на промышленных задворках Заводского района, напротив первого восстановленного здания -- двухэтажного офиса энергетической компании «Нурэнерго». Комплекс зданий за бетонным забором с двойным блокпостом и бэтээром в воротах -- само правительство, небольшую гостиницу с резиденциями президента и премьера на втором этаже, столовую, временные домики чиновников -- охраняли федеральные войска. Туда же, в вагончики-времянки, переехало с главной военной базы в Ханкале импровизированное общежитие журналистов -- главным образом, телевизионщиков, приезжавших в Чечню в длительные командировки. Свою секцию КПЗ журналисты окрестили на местный манер -- «ТВ-юрт».
То, что КПЗ охраняли именно федералы, имело существенное значение. Дело в том, что в первые годы работы лояльной по отношению к России чеченской администрации, которую возглавлял Ахмат Кадыров, правительством республики руководили российские чиновники, призванные так или иначе контролировать и уравновешивать растущую самостоятельность местного лидера. Строго говоря, федералы оберегали именно этих "российских" премьеров: политический курс в Чечне определял тот, кто имел возможность выставить вооруженную охрану. В воротах КПЗ у прикомандированных российских омоновцев не раз возникали горячие споры с вооруженными бородатыми чеченцами, эскортировавшими местных чиновников: входить на территорию правительства с оружием было запрещено.
Как это часто случается, в критический момент охрана не спасла --
27 декабря 2002 года за ограждение попал груженный тротилом грузовик, который взорвался прямо рядом с главным корпусом правительства, разрушив его до основания и убив 48 человек. Лишь случайно ни Ахмата Кадырова, ни тогдашнего премьера Чечни Михаила Бабича в здании не было. Корпус правительства, впрочем, довольно быстро восстановили, к нему добавилось еще одно административное здание, затем появилась многоэтажная коробка минфина -- уже вполне обычного, мирного вида. В то же время блокпосты и шлагбаум на въезде заменили массивным красно-кирпичным терминалом, оборудованным по последнему слову фортификационного искусства.
Два года назад традиция назначений в Чечню русских премьеров была прервана -- вскоре после гибели своего отца в результате теракта правительство возглавил Рамзан Кадыров, которому к этому моменту подчинялась разветвленная система собственно чеченских силовых структур. Федеральная охрана КПЗ постепенно становилась неуместной. Некоторое время она еще была нужна президенту Алу Алханову, который функционально подменил российского чиновника при набирающем силу Рамзане Кадырове. Но со временем г-н Алханов стал большую часть своего времени проводить в командировках за пределами региона. В 2007 году сам Рамзан Кадыров стал президентом республики, а
премьером был назначен также «член команды Кадырова» Одес Байсултанов. Он и взялся теперь за обустройство правительственного городка.
С точки зрения г-на Байсултанова, внутри периметра живет примерно 2000 человек, «не имеющих отношения к правительству». Премьер намечает переставить за стену большую часть времянок и ликвидировать паркинги частного автотранспорта. Российских военных, которые живут в палатках прямо у стен правительства, также попросят удалиться, и лишь часть их предполагается оставить в казармах на территории городка. По мнению г-на Байсултанова, нужда в обеспечении безопасности комплекса правительственных зданий отпала.