Время новостей
     N°55, 02 апреля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.04.2008
Как заработать на мировой катастрофе
Отечественные инвесторы обратили внимание на рынок многопользовательских онлайн-игр
В конце марта в тестовом режиме стартовала новая многопользовательская онлайн-игра Lava-Online. Она разработана компанией VR Ocean, специально созданной для этого проекта венчурным фондом Oradell Capital и компанией EnterNetica. Полноценная версия игры ожидается в июле. Ее создатели планируют войти в число лидеров на рынке браузерных игр уже к концу этого года, а к 2010 году окупить вложенные средства и потрясти мир новыми проектами. Конкуренты оценивают этот план скептически.

Lava-Online -- многопользовательская, браузерная (т.е. не требующая установки никакого программного обеспечения, кроме операционной системы и веб-браузера), бесплатная игра. От аналогичных проектов, уже имеющихся на российском рынке, ее отличает игровая концепция. За основу разработчики взяли вероятные, правда еще не наступившие события, которые нам, возможно, придется пережить в ближайшем будущем. Речь идет о последствиях извержения гигантского вулкана в американском парке Йеллостоун. Всю территорию США покроет слой высокотоксичного вулканического пепла в 30--80 см, а от цепочки последующих событий в виде извержений, цунами и «ядерной зимы» население земли сократится больше чем на треть. Сценарии выживания в новых социально-экономических условиях и есть цель игрока. Идея превратить ожидаемое будущее в основу для игры родилась чуть больше трех лет назад у группы единомышленников, среди которых -- президент компании EnterNetica Андроник Назаретян и его супруга Наталия. Поначалу команда работала над игрой самостоятельно, при помощи онлайн-комьюнити оценивая перспективность проекта. В январе 2006 года нашелся инвестор. Им стал венчурный фонд Oradell Capital, созданный группой компаний IBS. Через год для реализации проекта Oradell и EnterNetica создали VR Ocean («Виртуальный океан»).

Гендиректором компании стала Наталия Назаретян. По ее словам, сумма инвестиций в проект со стороны обеих партнеров -- 1,5 млн долл. Вклад EnterNetica -- технологии и небольшая сумма денег, которая не разглашается. Председатель совета директоров холдинга Astrum Online Entertaiment Игорь Мацанюк считает подобный объем инвестиций достаточным для проекта в целом, а не только для собственно разработки игры. Средства между тем вполне скромные. Инвестиции в разработку другой многопользовательской игры Nival Online, сделанные совладельцем Mail.ru Юрием Мильнером, составили 12 млн долларов.

Еще один партнер проекта -- председатель фонда аналитических программ «Экспертиза» Марк Урнов. Именно его прогнозы по геополитической и экономической ситуации, сделанные совместно с советом аспирантов Высшей школы экономики (факультет прикладной геополитики), легли в основу сценария игры.

«Использование потенциала активного, грамотного, устойчивого комьюнити, помогающего нам максимально «дошлифовать» эту игру под потребности аудитории, наше ноу-хау», -- говорит Наталия Назаретян. «Помощь комьюнити в планировании экономической модели и контента -- одно из конкурентных преимуществ нашей бизнес-концепции», -- считает креативный директор игры Евгений Леховицкий, перечисляя достижения создателей проекта.

Конкуренты оптимизма Леховицкого не разделяют. «Уникальных преимуществ сегодня не существует ни у кого, -- возражает Игорь Мацанюк. -- Наша игра TimeZero существует уже четыре года, и в ней используется трехмерная графика. Строго говоря, полноценное использование 3D в браузере невозможно».

По словам создателей Lava-Online, в 2010 году проект «выйдет на полную окупаемость». Ежемесячно они надеются зарабатывать 100 тыс. долл. уже в этом году. Доходы планируется получать от рекламы, продажи игровых благ и свободно конвертируемой игроками валюты. Процент от сделок, заключенных в мире игры, также отходит владельцам Lava-Online. К середине 2009 года мы планируем войти в пятерку лидеров российского рынка браузерных игр», -- утверждает Евгений Леховицкий. Г-н Мацанюк в этом сомневается. «Такая возможность есть, но чисто теоретическая, -- говорит он. -- Если в будущем проект продадут, тогда цель понятна. Если его собираются развивать дальше, то прогноз разработчиков выглядит очень оптимистично».

Евгений Леховицкий утверждает, что Lava-Online лишь начало более масштабного проекта, над которым EnterNetica уже работает: «Пока VR Ocean сосредоточен на доработке и продвижении только этой игры. Когда проект выйдет на окупаемость, мы займемся созданием второй версии. Это будет очень серьезный проект, который изменит расклад сил на мировом рынке игр». «О будущих громких успехах той или иной игры я слышу не впервые, -- говорит по этому поводу Игорь Мацанюк. -- Такие заявления делались при запуске любой известной на рынке игры. Оценить успешность или неуспешность проекта заранее невозможно».

Но скепсис конкурентов разработчиков не смущает. Во всяком случае, предпосылкой потенциального успеха можно считать то, что еще до своего старта игра собрала пятитысячное комьюнити.




По данным на конец 2007 года, объем рынка многопользовательских онлайн-игр в России составил около 57 млн долл. Более половины этой суммы пришлось на 20 наиболее успешных, разработанных компаниями IT Territory, Carnage, Destiny Sphere, Timezero, «Дозоры». Ежегодный рост рынка составляет 200%. По оценкам экспертов, к 2011 году он достигнет 195 млн долл. В Южной Корее, стране, сопоставимой с Россией по уровню ВВП, такого объема рынок многопользовательских онлайн-игр достиг в 2007 году.

Виктория МУСОРИНА, корреспондент iToday.ru - специально для "Время новостей"