Конфликт муниципальных и региональных властей не позволяет полноценно обогревать Калининград
Тепло с Калининградской ТЭЦ много лет уходит в воздух. Закрыть огромную «форточку» ТЭЦ-2 не удается из-за конфликта интересов: с региональным правительством энергетики нашли общий язык, но городские власти до сих пор не могут дать добро на свое участие в проекте.
Первый энергоблок
Калининградской ТЭЦ-2 мощностью 450 МВт работает уже несколько лет, и каждый день огромная охладительная башня (так называемая градирня) выбрасывает в атмосферу гигантские объемы тепла. Оно могло бы греть часть Калининграда, но вместо этого «отапливает» воздух. Скоро к одной градирне прибавится другая -- активно строится второй энергоблок.
Выгода, казалось бы, очевидна -- сотни грязных угольных и мазутных муниципальных котельных закроются, экологическая ситуация улучшится. Повесят замок и на газовые котельные, которые сжигают столь нужное региону голубое топливо. Рады и на ТЭЦ-2 -- им выгоднее тепло продавать, а не просто выпускать его в трубу. Довольны, казалось бы, должны быть и потребители -- имея столь мощного «истопника», город вправе рассчитывать на бесперебойное теплоснабжение по более низким тарифам.
Еще когда ТЭЦ-2 строилась, возникла идея отапливать часть областной столицы ее теплом. Тогда власти Калининграда посчитали, что тянуть до Южного микрорайона (а начать планировалось именно с него) теплопровод слишком накладно. Прошло время, ТЭЦ-2 заработала, город подкопил денег, к теме решили вернуться. Проект планировалось реализовать к 2007 году.
Минуло несколько лет, однако все осталось на бумаге. Калининградским губернатором стал Георгий Боос. Он нашел инвестора -- ОАО «Российские коммунальные сети», которое вроде изъявило желание вложить почти миллиард рублей в прокладку теплотрассы, а потом в течение десяти лет «отбивать» свои затраты.
Предполагалось, что от ТЭЦ-2 тепло дойдет до потребителя через муниципальное унитарное предприятие «Калининградтеплосеть», которое постепенно закроет ставшие ненужными четыре РТС -- «Заводская», «Балтийская», «Дюнная» и «Южная». Однако вскрылось несколько проблем -- город гарантированно не может принять столько тепла, сколько предлагает ТЭЦ-2, а раз так, то для энергетиков такой проект становится невыгодным. Кроме того, выяснилось, что тарифная разница между покупной (от ТЭЦ-2) и отпускной (в сеть) ценой теплоэнергии слишком высока. А если тепло от ТЭЦ-2 дороже, чем от имеющихся в Калининграде котельных, стоит ли игра свеч? Поняв, что здесь слишком много «если», ОАО «Российские коммунальные сети» из проекта вышло. Минуло еще полтора года.
«С начала работы ТЭЦ выпустила более 6 млн гигакалорий -- это полуторагодовая потребность Калининграда в тепле. На небеса отправлено не менее 3 млрд руб.», -- говорит начальник областного департамента топливно-энергетического комплекса и недропользования Юрий Злобин. По его мнению, в деле использования тепла с ТЭЦ-2 единой политики нет: «Имеет место конфликт интересов! Нужна генеральная схема теплоснабжения Калининграда, а ее нет. Роль города свелась к простому ожиданию, когда же будет построена теплотрасса».
По данным г-на Злобина, прокладка теплотрассы потянет на 1,5--1,7 млрд руб. При этом существующие сети Калининграда, по его мнению, принять тепло не готовы, и львиная его доля вернется обратно. Тем не менее правительственный чиновник уверен, что городу следует постепенно отказываться от имеющихся трех сотен котельных. На первом этапе г-н Злобин предложил закрыть не менее сотни неэффективных котельных.
Первый заместитель главы Калининграда Юрий Беденко не соглашается с такой оценкой: «А на кого возложить окупаемость проекта? На население? На наш бюджет? У нас таких денег нет!» У директора МУП «Калининградтеплосеть» Виктора Фесика свой резон: «Чтобы довести тепло, например, до улицы Дзержинского, придется менять систему отопления всего Калининграда».
В ситуацию вмешалось РАО «ЕЭС России» -- там готовы проложить теплотрассу за свой счет. Но при условии, что городские власти подтвердят: Калининград «съест» львиную долю тепла, а не вернет его обратно. «Пока нам подтверждают лишь 30%. Возникает вопрос -- а нужна ли такая трасса? Если город не готов, то давайте скажем об этом громко. Строить трубу в никуда нам не хочется, -- говорит заместитель генерального директора ОАО «Интер РАО ЕЭС» Сергей Толстогузов, намекая на истинную причину того, почему проект до сих пор заморожен. -- Такое ощущение, будто на калининградском рынке тепла нам места нет...» Сейчас муниципалы, по сути, монополисты на калининградском рынке тепла -- именно они решают, кого, как и за сколько обогревать. А если функцию главного городского истопника возьмет на себя ТЭЦ-2, то им придется довольствоваться лишь распределением тепла.
При этом качество сетевого комплекса в Калининграде очень низкое. По экспертным данным, потери тепла превышают норму в 2--7 раз. Ситуацию могла бы исправить передача теплосетей в концессию. Но генеральный директор ТЭЦ-2 Владимир Рубцов придерживается иного мнения: «Мы готовы в сети Калининграда вкладывать 300 млн руб. уже сегодня. А не ждать, когда придет какой-то мифический концессионер». Его поддерживает г-н Толстогузов: «И мы вообще не обязаны доводить теплотрассу до города, а вправе оставить все на коллекторе. Но мы идем навстречу области. Калининграду осталось лишь взять это тепло».
Но не берут. Даже очередное совещание с участием всех заинтересованных сторон, состоявшееся на минувшей неделе, не помогло. Никаких решений не принято. Возможно, дело в том, что первые лица региона и города на встрече не присутствовали. Губернатор Георгий Боос был в отпуске, как и глава Калининграда Александр Ярошук. Теперь ситуацию придется обсуждать вновь -- уже после завершения их отдыха.