Сегодня заканчивается третий месяц потребления «Нафтогазом Украины» импортного голубого топлива без необходимой договорной базы. За это время «Газпром» трижды предупреждал украинскую сторону и дважды вводил ограничения на поставки газа для потребителей республики. В середине марта «Газпром» и «Нафтогаз» договорились о принципах урегулирования ситуации и даже завизировали соглашение. Но к его реализации так и не приступили: украинский кабинет министров потребовал внести принципиальные правки в текст, о чем премьер Юлия Тимошенко проинформировала общественность. Однако официального уведомления «Газпрома» об этом так и не произошло, и переговоры «Нафтогаз» с тех пор не возобновил.
В условиях контрактной неопределенности в газовых отношениях России и Украины в Киеве опять разгорелась заочная полемика между президентом и премьер-министром. На этот раз Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко не сошлись в оценке украинского долга за поставляемый с начала года газ. Глава государства считает, что страна задолжала «Газпрому» более 2 млрд долл. «Это репутация нашей страны, -- посетовал г-н Ющенко в конце прошлой недели. -- Нам не нужна «газовая война» с Россией». Председатель кабинета министров оперативно опровергла расчеты партнера по «оранжевой» коалиции. «Я удивилась, когда услышала эту цифру, я мгновенно подняла все бухгалтерские отчеты, проанализировала -- безусловно, такого долга нет и не может быть, -- сообщила г-жа Тимошенко. -- Там значительно меньше задолженность -- около 900 млн долларов».
«До сих пор кроме соглашения между Россией и Украиной о том, что мы убираем посредников, что мы выходим на стабильную цену, контрактов на поставки газа не существует, актов подписанных не существует, поэтому правительство накопило деньги и ждет, когда будут подписаны эти документы», -- заявила глава правительства. Она подчеркнула, что между Украиной и Россией «постоянно идут определенные перерасчеты». «Они имеют долг за транзит, мы рассчитываемся за газ, и, как правило, последовательность определенная есть. Это не долг -- это ожидание перечисления денег по контракту по цене 179,5 долл. за тысячу кубометров газа», -- пояснила г-жа Тимошенко.
Оценить точный размер задолженности довольно проблематично. Если исходить из записанного в тексте соглашения объема потребления среднеазиатского газа «Нафтогазом Украины» в январе-феврале -- 5,2 млрд кубометров и принятого компанией обязательства рассчитаться за этот объем с посредником в лице «Укргазэнерго» по цене 185 долл. за тысячу кубометров, то задолженность составляет 962 млн долл. Впрочем, уже с 1 апреля к этой сумме можно будет смело приплюсовать стоимость мартовского газа. Между тем президент Украины, скорее всего, имел в виду, что поведение украинских властей спровоцировало появление двухмиллиардной задолженности швейцарского трейдера RosUkrEnergo (доставляет среднеазиатский газ до российско-украинской границы) перед «Газпромом».
Туркмения делает ставку на широкое участие иностранных инвесторов в освоении углеводородных ресурсов туркменского сектора Каспийского моря, а сухопутные месторождения останутся прерогативой отечественных добывающих концернов. О такой принципиальной позиции заявил министр нефтегазовой промышленности Туркмении Баймурад Ходжамухаммедов, выступая на открывшейся 28 марта в Ашхабаде международной конференции «Поиск, разведка и освоение газовых месторождений и минеральных ресурсов Туркмении». «На условиях соглашения о разделе продукции Туркмения предлагает освоение 32 лицензионных блоков на Каспии, -- отметил министр. -- Ресурсы туркменского сектора составляют 11 млрд тонн нефти и 5,5 трлн кубометров газа». По его словам, начальные суммарные геологические ресурсы Туркмении составляют 45,44 млрд тонн условного топлива, из них на суше 27,2 млрд тонн условного топлива и на море -- 18,2 млрд тонн. Министр сказал, что «первым и единственным оператором СРП на суше Туркмении остается Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC), которой летом 2007 года предоставлено это право в связи с началом строительства газопровода Туркмения -- Китай».