Вчера председатель Счетной палаты Сергей Степашин заявил о готовности своего ведомства проверять
использование бюджетных средств государственными корпорациями. «Новой проблемой является проведение государственного аудита в госкорпорациях»,-- заявил он на конференции «Стратегическое развитие России и задачи контрольно-счетных органов». Это действительно проблема: госкорпорации не просто получили юридическую возможность выводить госсобственность из-под контроля государства, но и могут избежать при этом проверок эффективности своей хозяйственной деятельности.
Действующее законодательство предоставляет новым институтам формальные возможности оспорить право контроля со стороны государства. Правда, эксперты, опрошенные "Временем новостей", расходятся во мнениях, насколько реально этими возможностями воспользоваться.
«По нашему мнению, действующее законодательство не создает прямых препятствий для осуществления контроля, в том числе в вопросах расчетов госкорпораций с подрядными организациями, соблюдения ими конкурсной и договорной дисциплины», -- отдельно подчеркнул г-н Степашин. Но если нет препятствий, то зачем акцентировать на этом внимание? При малейшей необходимости пришел и проверил.
Ведь сказано же в законе «О Счетной палате Российской Федерации», что «Счетная палата... обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов» (ст. 9). Для этого ведомство наделено полномочиями проверять все организации, так или иначе являющиеся получателями бюджетных средств: «Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы... также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки... и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета». То же относится к общественным и некоммерческим организациям в части получения и расходования ими средств федерального бюджета (ст.12 закона).
А государственные корпорации действительно являются прямыми получателями бюджетных средств, их капитал и формируется в первую очередь за счет взносов государства, лишь в перспективе они начнут зарабатывать сами. Новые институты считаются одной из форм некоммерческих организаций и соответственно попадают под действие закона о них -- статья 7.1 федерального закона «О некоммерческих организациях» так и называется «Государственные корпорации». Кроме того, правовое обоснование, цели и порядок управления госкорпорациями содержатся в отдельном законе для каждой из них.
Вот только не обошлось без одного «но». В той самой статье 7.1 закона "О некоммерческих организациях" сказано: «Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации». Получается, что формально эти деньги в момент передачи их в собственность корпорации перестают быть средствами федерального бюджета. Таким образом, они уже не попадают под действие закона о Счетной палате.
Это было бы не критично, если госкорпорации хотя бы подчинялись пунктам 3 и 5 статьи 32 закона «О некоммерческих организациях». В них, в частности, сказано, что «уполномоченный орган» имеет право «проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами». И еще: «Некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества». Но относительно этих обязанностей в законе сделана специальная оговорка, которая не распространяет действие этих пунктов именно на госкорпорации.
Выходит, к новым структурам, которые получают и тратят государственные деньги, не подступиться ни с какой стороны? По крайней мере на это указывают те, кто опасается, что госкорпорации могут воспользоваться данной лазейкой в корыстных целях.
«Госкорпорации получают достаточно большие суммы денег в собственность. И эта оговорка уже явно коррупциогенный фактор», -- считает Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации. «А высказывание председателя Счетной палаты я расцениваю как пропагандистское заявление. Он понимает, что не имеет правовых основ для проверок. Но все же предупреждает, что лучше бы не препятствовать деятельности госаудиторов»,-- считает г-н Делягин.
Однако государственные эксперты полагают, что Счетная палата вправе выполнять свои обязанности в полной мере и в отношении госкорпораций.
«Нет никаких правовых препятствий к проверкам госкорпораций. В том числе такое право имеет и Счетная палата, которая опирается на закон, где написано, что в полномочия этого ведомства входят проверки использования федеральных средств и федерального имущества. Есть и конституционная норма на этот счет. В законах о госкорпорациях ничего противоречащего этому нет», -- поддерживает Сергея Степашина Павел Крашенинников, председатель комитета Госдумы по законодательству.
При этом эксперты не отрицают, что многое будет зависеть от того, получит ли Счетная палата политический карт-бланш на проверку госкорпораций.
«Но я бы не стал рассчитывать на высокую эффективность деятельности Счетной палаты по проверке госкорпораций», -- предупреждает экономист Делягин. «Я думаю, здесь никаких проблем (с проверкой госкопораций. --
Ред.) возникнуть не должно. Каждый руководитель сам должен быть заинтересован в доверии к нему, в том числе и со стороны государства», -- более оптимистичен депутат-единоросс Крашенинников.