Продолжая
ожесточенную борьбу с финансовым кризисом, США решили укрепить вертикаль финансовой власти. Вчера министр финансов США Генри Полсон обнародовал очередной план реформирования системы финансового регулирования. Он предусматривает увеличение полномочий Федеральной резервной системы и слияние некоторых регулирующих органов. Участники рынка отнеслись к проекту сдержанно, однако, как и в прошлые годы, он может быть не поддержан Конгрессом, учитывая слабое положение администрации Джорджа Буша.
Предложения Генри Полсона предполагают самые значительные изменения в системе регулирования финансовой системы США со времен Великой депрессии. Минфин признает, что нынешняя система регулирования полна пробелов и излишеств, в связи с чем министерство планирует решительно изменить и упростить ее.
«Компании, предоставляющие финансовые услуги, стали намного крупнее, усложнилась их структура, в связи с чем ими стало труднее управлять», -- сказал г-н Полсон. По его мнению, Америка «должна и может иметь структуру, которая больше подходит под реалии современного мира, более гибкую, способную лучше адаптироваться к изменениям».
Г-н Полсон знает, о чем говорит. В отличие от многих своих коллег, он, что называется, «в материале». Финансовый рынок менялся при его непосредственном участии: г-н Полсон много лет работал в крупнейшем американском инвестбанке Goldman Sachs, а затем руководил им. Примечательно, что именно Goldman Sachs в эти годы весьма эффективно управлял новыми рисками, которые, как считается, и поставили сейчас многие финансовые институты на грань банкротства.
Суть предложений г-на Полсона фактически состоит в укреплении американской системы финансово-банковского надзора. Роль центра финансового надзора он намерен закрепить за Федеральной резервной системой, которая сейчас главным образом сосредоточена на проведении кредитно-денежной политики. «Для осуществления контроля у ФРС должна быть возможность оценивать капитал и ликвидность компаний финансового сектора, -- сказал г-н Полсон. -- У центробанка должна быть возможность собирать необходимую информацию у коммерческих банков, инвестиционных банков, страховых компаний, хедж-фондов и других игроков на рынке».
Также глава Минфина предложил оптимизировать работу других регуляторов рынка: слить Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC), которая является основным регулятором для инвесткомпаний, с Комиссией по срочной биржевой торговле. Глава SEC Кристофер Кокс уже заявил, что не возражает против такого соединения. «Чем меньше организаций будут осуществлять контроль над рынком, тем эффективнее будет их деятельность», -- считает г-н Кокс.
Наконец, г-н Полсон выступает за создание нового ведомства, которое осуществляло бы регулирование в сфере ипотечного кредитования.
У «плана Полсона» есть несколько изъянов. Во-первых, он пока имеет явно концептуальный характер, не отвечает на многие конкретные вопросы. (Министр финансов признает: «Эти долгосрочные предложения требуют внимательного обсуждения и не будут воплощены в этом месяце и даже в этом году».) Во-вторых, именно по причине неконкретности финансовые институты могут испугаться излишнего регулирования и уйти на другие рынки: например, проводить сделки через финансовые центры Европы и Юго-Восточной Азии, что повредит всей финансовой системе США. Наконец, в-третьих, администрация Буша не обладает достаточным политическим горизонтом для осуществления этих планов (не говоря уже о том, что сам г-н Полсон через год может вновь оказаться частным банкиром). Глава консалтинговой компании The Secura Group Билл Исаак считает, что президентские выборы осложнят для администрации Джорджа Буша осуществление любых перемен в последний год его правления. «Сейчас администрация находится в состоянии хромой утки, и они имеют намного меньше влияния, чем в первые годы», -- отмечает г-н Исаак.
Между тем для претворения плана в жизнь Белому дому придется идти за поддержкой в Конгресс. И вряд ли Бушу стоит рассчитывать на такую поддержку. Тем более что у демократов наверняка появится аппетит провести реформу финансового сектора самим, после вероятного прихода к власти. Характерно, что
кандидат на пост президента США от демпартии Барак Обама поддерживает инициативу соединения регулирующих органов. В ходе своей предвыборной кампании он предложил создать систему регулирования XXI века, которая включала бы прямой контроль ФРС за всеми участниками рынка. Кроме того, он выступил за усовершенствование системы правил для сложных финансовых инструментов, которыми пользуются инвестиционные банки.
Но, даже невзирая на политическую повестку, изменения в регулировании финансовых институтов придется проводить. И не исключено, что процесс консолидации регуляторов обретет глобальный характер. Как сообщает газета The Financial Times, президент США Джордж Буш и премьер-министр Великобритании Гордон Браун достигли договоренности создать совместную группу, которая
должна заняться регулированием международной банковской системы. В ее ведении будут такие вопросы, как изучение роли рейтинговых агентств и развитие сотрудничества между финансовыми регуляторами двух стран, отмечает издание.