Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов вчера прилетел в Багдад вместе с замминистра иностранных дел России, спецпредставителем президента страны по Ближнему Востоку Александром Салтановым. Как заявил журналистам министр иностранных дел Ирака Хошияр Зибари, глава ЛУКОЙЛа обсудит с представителями министерства нефтяной промышленности «проблемные бывшие нефтяные контракты», одним из которых является контракт на «Западную Курну-2» стоимостью около 4 млрд долл. Как известно,
в конце 2002 года администрация Саддама Хусейна решила в одностороннем порядке разорвать соглашение об освоении этого огромного месторождения нефти. Впрочем, нынешнее правительство хотя и считает этот контракт недействующим (как сказал вчера г-н Зибари, "согласно решению иракского правительства этот контракт был отменен"), тем не менее готово обсуждать его дальнейшую судьбу с руководством ЛУКОЙЛа. А тот факт, что в феврале
Россия после почти годового раздумья согласилась списать долг Ирака в размере 12 млрд долл., все же играет далеко не последнюю роль в этом процессе, хотя в Багдаде и призывают не связывать обе проблемы.
Политический вес российской делегации придает послание Владимира Путина иракскому премьеру Нури аль-Малики о перспективах отношений двух стран, которое вчера было озвучено в Багдаде и Москве. В нем, в частности, открыто называются проекты, реализация которых необходима для сотрудничества двух стран:
разработка «Западной Курны-2» и реконструкция нефтепровода
Киркук--Баниас. "Наши компании готовы повышать свой вклад в восстановление и модернизацию экономической инфраструктуры Ирака, прежде всего в энергетической и нефтегазовой отраслях, где у нас накоплен богатый опыт и есть хорошие заделы на будущее, -- говорится в послании. -- Рассчитываю, что активный настрой российского бизнеса на развитие сотрудничества получит адекватную поддержку иракского руководства".
Согласно контракту, заключенному между ЛУКОЙЛом и администрацией Саддама Хусейна, компании Вагита Алекперова в консорциуме «Западная Курна-2», разрабатывающем одноименное месторождение с запасами 8--10 млрд баррелей нефти, принадлежало 68,5%, «Машиноимпорту» и «Зарубежнефти» -- по 3,25% и министерству нефти Ирака -- 25%. Однако в последние три месяца правления Саддама Хусейна его приближенные обвинили ЛУКОЙЛ в связях с американцами (как известно, 20-процентным пакетом акций компании владеет ConocoPhillips, которой впоследствии было обещано 17,5% акций в консорциуме по разработке «Западной Курны-2»). По их словам, они разорвали контракт под предлогом того, что его реализация не была начата (а она не могла начаться из-за санкций против Ирака -- нельзя было ввозить буровое оборудование). В ЛУКОЙЛе в свою очередь говорили, что расторгнуть соглашение можно только в Женевском международном суде, а туда никто не обращался. А потому компания считает контракт действующим. Затем начались военные действия, и судьба «Западной Курны-2» оказалась в подвешенном состоянии.
Иракские министры тем не менее с конца 2003 года постоянно приглашали г-на Алекперова в Багдад для решения вопроса по «Западной Курне-2». Однако до сих пор глава ЛУКОЙЛа не видел смысла в этих визитах: статус правительства Ирака был неочевиден, а потому говорить о восстановлении прав на месторождение было бессмысленно. Тем не менее компания подписала соглашение с министерством нефти, согласно которому уже несколько лет оплачивает учебу иракских студентов в Университете нефти и газа им. Губкина в Москве.
В прошлом году, когда Россию посетил министр нефти Ирака Хусейн аш-Шахристани, стало понятно, что в Багдаде не намерены восстанавливать контракт на разработку «Западной Курны-2» на прежних условиях: ЛУКОЙЛ может получить месторождение, лишь участвуя в конкурсах на общих основаниях, говорил он. Однако г-н Зибари не был столь категоричен, он предлагал российской компании дождаться обсуждения вопроса на уровне специальной комиссии, возглавляемой премьером Ирака. В то же время министерство нефти параллельно начало вести переговоры с Chevron и Total о разработке «Западной Курны-2», передает Reuters.
Впрочем, г-н Зибари вчера заявил, что всем заинтересованным в разработке месторождения сторонам необходимо прояснить позиции. "Мы предложили им (ЛУКОЙЛу. --
Ред.), чтобы они обсудили вопрос напрямую с министерством нефтяной промышленности для того, чтобы обе стороны пришли к компромиссу и чтобы они не были заложниками прошлого", -- сказал он. Подробностей о позициях сторон министр не привел. В ЛУКОЙЛе вчера также не стали комментировать ситуацию и лишь подтвердили, что президент компании находится в Багдаде. Впрочем, ранее эксперты не исключали, что в обмен на увеличение инвестиций в проект «Западная Курна-2» и сокращение доли в нем ЛУКОЙЛу могут быть обещаны другие крупные нефтяные месторождения в Ираке.