Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов сегодня прибывает с двухдневным официальным визитом в Турцию. Это ответный визит: турецкий премьер-министр Тайип Эрдоган почтил своим присутствием инаугурацию Бердымухамедова в феврале прошлого года, а в декабре Ашхабад посетил уже и президент Турции Абдулла Гюль. Переговоры в Анкаре привлекают к себе внимание тем, что главным пунктом их повестки станет сотрудничество в энергетической области, а если называть вещи своими именами, то речь идет о планах участия Туркмении в реализации
проекта Транскаспийского газопровода.
После озвученного 11 марта в Москве
решения Казахстана, Туркмении и Узбекистана о продаже с 2009 года газа по среднеевропейским ценам и выраженной «Газпромом» готовности эту цену платить, Транскаспий уже поспешили «похоронить» во многих столицах. Дело в том, что решение о повышении цен создавало иллюзию того, что, например, для Ашхабада теряет смысл искать другие возможности получать за свое сырье европейские цены. Однако после заявленного спустя пару дней анонимными представителями правительства Казахстана стремления избежать подписания с «Газпромом» долгосрочных контрактов на поставку газа и желания ограничиться исключительно годичными договорами все вернулось на свои места: Астана и Ашхабад (Ташкент свои намерения еще не озвучивал, но можно не сомневаться, что он последует примеру своих соседей) не хотят связывать себе руки и уже спустя пару лет готовы будут направить часть своего газа по альтернативным маршрутам -- в обход России.
Надо отдать должное: туркменское руководство и не скрывает своей заинтересованности в Транскаспийском маршруте. Президент Бердымухамедов заявил об этом публично в очередной раз в ходе недавнего совещания с руководителями туркменского нефтегазового комплекса. По результатам его визита в Турцию должны быть подписаны соглашения о конкретных параметрах сотрудничества Ашхабада и Анкары совместно с Баку в реализации Транскаспийского газопровода. По сведениям «Времени новостей», не исключено, что неформальное участие в турецко-туркменских переговорах примет спецпредставитель госдепа США по энергетической политике Каспия Стивен Манн.
Турецкое руководство, несмотря на практически полное удовлетворение потребностей своей страны в газе, в частности, за счет поставок его из России, надеется реализовать план превращения страны в некий энергетический «хаб», крупный распределительный узел. Строительство подземных газохранилищ (ПХГ), производств по сжижению газа и газохимических производств, по замыслу авторов этого амбициозного плана, позволит замкнуть на Турцию потоки центральноазиатского газа, гарантируя его потребление в любых количествах по приемлемой для производителя цене, а также делая его независимым от монопольного покупателя, которым сегодня выступает российский «Газпром».
Разумеется, эти планы включают в себя и возможность экспорта туркменского газа в Южную и Центральную Европу по трубопроводной системе «Набукко». Кроме того, к экспортным возможностям центральноазиатских производителей газа приглядываются и в Израиле. Прокладка туда трубы из Турции может обеспечить энергетическую независимость этой региональной державы.
Все эти перспективы могут стать реальностью только в случае подтверждения серьезных газовых запасов Туркмении и проведения новых аудитов независимыми компаниями. Недавнее решение Ашхабада сделать аудитором британскую компанию Gaffney, Cline & Associates Ltd. демонстрирует решимость туркменского руководства показать партнерам открытость своих намерений и готовность удовлетворить потребности в газе всех возможных покупателей на западе, юге и востоке.
Помимо того, что в процессе строительства уже находятся туркменский и китайский участки газопровода из Туркмении в Китай, в Ашхабаде дают понять, что не отказываются и от проектировавшегося еще в 1990-х годах Трансафганского газопровода в Пакистан и Индию. Впрочем, сегодня, несмотря на готовность Азиатского банка развития финансировать ТЭО этого проекта, новые реалии высоких цен на центральноазиатский газ могут создать проблемы для его возможных потребителей на Индостанском полуострове.