|
|
N°48, 24 марта 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Ника» равноудаленная
Лучшим фильмом по версии старейшей российской кинопремии признан «Монгол»
Церемония вручения премии «Ника» прошла, как сказал ее главный лауреат, Сергей Бодров, «очень по-человечески». Как всегда, все длилось невероятно долго, вручанты и получанты порой слишком задерживались на сцене, далеко не все говорили красно, много было и лишнего, и не отрепетированного, но все главное было как всегда: Гусман смешно шутил, номинанты (а пришли в том числе и те, кто так и не стал лауреатом, что уже становится доблестью) волновались, конверты вскрывались, зал аплодировал, и все разошлись в общем довольные.
Однако если разобраться, то, выбрав из очень разнообразного списка именно эти фильмы и фамилии, кинематографисты продемонстрировали, что они едва ли не больше, чем прежде, находятся в зависимости от старых представлений об искусстве и обществе. Академия «Ника», большую часть состава которой составляют люди пожилые, всегда придерживалась консерватизма в оценках и кумовства при голосовании. Выбирались, как правило, знакомые и заслуженные имена, и приз «За честь и достоинство» (в этот раз доставшийся Георгию Данелия) каждый раз становился кульминацией церемонии. Тут все нужное совпадает -- и наличие бесспорных заслуг, и признание, и уважение, и выражение цеховой солидарности.
Что касается текущего кинопроцесса, то на этот раз шесть статуэток ушли к фильму «Монгол», за которым номинация на «Оскара», большой бюджет, исторический, далекий от нынешней реальности сюжет, профессионализм, качество и равноудаленность... От всех нынешних группировок, тусовок, лидеров, интриг.
Фильм Михалкова «12» взял все, что мог, -- две награды для Сергея Гармаша и Эдуарда Артемьева, то есть именно то, что было заявлено студией-производителем. Что касается всех остальных номинаций, то в каждом случае господствовал принцип умеренности и аккуратности. Без эксцессов.
В анимации и документальном кино академики всегда голосуют за тех, кого лучше знают, и кому доверяют, потому что, как правило, сами новые работы не смотрят. Потому и лауреатами стали добротная «Снегурочка» Марии Муат и продолжение давнего проекта Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР», а вот мимо очевидно лучшего и самого пронзительного фильма «Мать» Антуана Катина и Павла Костомарова академическое большинство прошло с легкостью, потому как не видело. А видели бы -- не забыли бы.
Но все, что связано с какими-то попытками осмыслить сегодняшний день в его бытовом, политическом, социальном и художественном измерении, сегодня с каким-то ватным равнодушием пропускается кинематографистами. А вслед за ним и кинематографом. Не случайно те картины, в которых каким-то боком оказывается задета современная жизнь, просто не вызывают интереса или даже раздражают. Куда удобнее быть в русле, в потоке привычных имен, мило улыбаясь знакомому: вроде все уже устроилось, успокоилось, снимается кино...
Вот, к примеру, Сергей Гармаш, получивший приз за лучшую мужскую роль, -- казалось бы, опровержение сказанного: прекрасный актер, мастерски сыгравший узнаваемый характер, агрессивного ксенофоба из простых людей... Но на самом деле этот типаж уже существует в давно готовой форме, а что касается мастерства, то ведь ни новой краски, ни поворота, прежде не виданного, в этой роли не было. А кстати, в этом году одну из своих лучших ролей сыграл партнер Гармаша по «12», Сергей Маковецкий, но не в этом фильме, где мне кажется, все играют ярко, но привычно и неглубоко, а в фильме «Душка» Йоса Стеллинга. В «Душке» Маковецкий был куда неожиданней, проникновенней, он, как маэстро-виртуоз, касался каких-то неизвестных струн и выпевал мелодию, прежде не звучавшую. Но наше профессиональное сообщество об этом не вспомнило...
Единственный выбор в пользу свежести и современности был сделан в номинации на лучшую женскую роль, приз получила Мария Шалаева, сыгравшая главную роль в «Русалке». Что же касается сценария, то лучшим сочли сценарий Алексея Попогребского, чей фильм «Простые вещи» получил еще одну награду, за роль второго плана -- понятно, она досталась Леониду Броневому, и это как раз идеальный для сегодняшней «Ники» кандидат. Опять же, на мой взгляд, если уж награждать этот фильм, а он этого заслуживает, то скорее за режиссуру, за оператора, за главную роль Сергея Пускепалиса (его выбрали открытием года, что, конечно, хорошо, но таким образом не отметили очень яркий, неожиданный, провокативный фильм «Отрыв», снятый Александром Миндадзе).
В результате премиальный расклад «Ники» оказался слишком далеким от того, что действительно могло бы взволновать или воодушевить. Кстати, и в трансляции церемонии все смешные, и даже не острые, а просто касающиеся нашей нынешней жизни шутки просто вырезали. Такой нынче формат.
Алена СОЛНЦЕВА