Сегодня Киргизия отмечает третью годовщину
событий 24 марта 2005 года, когда на гребне бурных выступлений сторонников оппозиции и всех тех, кто был недоволен фальсификациями в ходе февральско-мартовских парламентских выборов, в республике сменилась власть. Президент Аскар Акаев, не ставший отдавать приказ о применении силы, был вынужден тогда срочно покинуть страну и поселиться в России, а его место, сначала временно, а потом в результате президентских выборов занял бывший премьер Курманбек Бакиев, оказавшийся к тому моменту лидером киргизской оппозиции.
В Киргизии до сих пор не прекращаются споры относительно того, что же произошло три года назад: революция или государственный переворот... За пределами страны, главным образом в России, уже утвердилось понятие так называемой «тюльпановой революции», произошедшей в Киргизии, одной из тех «цветных революций», что были инспирированы на пространстве СНГ западными «экспортерами демократии». Но с этой конспирологической версией не согласно большинство бывших соратников Бакиева по оппозиции, успевших вместе с ним на некоторое время вкусить вкус власти, но сегодня вновь, как и три года назад, от этой власти отринутыми.
Но даже если предположить, что целью «демократизаторов» было выдернуть Киргизию из круга близких союзников России и создать в Центральной Азии форпост западной демократии (вроде стремящихся в НАТО Украины и Грузии), то этот «коварный» замысел не удался. Бишкек остается в фарватере российского влияния и, несмотря на продолжающую действовать в республике американскую военную базу, не проявляет никаких признаков тесного сближения с западными структурами. Вряд ли можно также сказать, что в Киргизии стало больше признаков демократии, чем это было при Акаеве.
Точку в терминологической дискуссии относительно исторического значения 24 марта поставил сам глава государства. На днях Курманбек Бакиев подписал указ, согласно которому эта дата будет отмечаться как День народной революции. Этот указ президент подписал вдали от родины, в Германии, где он находится с 3 марта в связи с «краткосрочным отпуском». И сегодня в стране с гораздо большим интересом обсуждают все, что связано с отпуском Бакиева, нежели праздничные мероприятия.
Последнюю неделю Бишкек был наводнен самыми страшными слухами о неизлечимой болезни президента, о сделанной ему в немецкой клинике операции по поводу... И дальше следовало перечисление чуть ли не всех жизненно важных внутренних органов: сердца, почек, предстательной железы. Упоминалась даже межпозвоночная грыжа. Оставалось только «нужное подчеркнуть». Несколько раз устный телеграф разносил уже вести о "кончине" президента, но ее тут же опровергал какой-либо высокий представитель власти. Официальный Бишкек демонстрировал явную беспомощность в организации информационного освещения президентского отпуска, что стало причиной заполнения возникшего вакуума «народными новостями».
Последний раз молва «хоронила» президента Бакиева вчера. Ответом на эти слухи стало интервью руководителя его администрации Медета Садыркулова агентству «АКИпресс», в котором он сообщил, что глава государства прилетит в Бишкек 28 марта: «Представители СМИ будут приглашены в аэропорт, чтобы пообщаться с президентом». Г-н Садыркулов успокоил соотечественников: Курманбек Бакиев «находится в прекрасной физической форме» и сразу после телефонного разговора с ним «собирался идти в бассейн поплавать». По данным «Времени новостей», президенту была сделана операция на бедре, что исключает опасения за состояние его здоровья, несмотря на затянувшийся период послеоперационного восстановления.
Проблемы со здоровьем, видимо, и стали причиной не планировавшегося ранее отсутствия Бакиева на родине в День народной революции. Сегодня по поводу юбилея в Киргизии никаких митингов и демонстраций не ожидается. Уклонилась от их проведения и оппозиция. Главным ее мероприятием должен стать всекиргизский курултай в Бишкеке 29 марта. Но, похоже, что в эти дни все внимание страны будет приковано к президенту, так что выбранная властями дата его возвращения выглядит удачной.