На чемпионате мира в шведском Гетеборге российские танцоры Яна Хохлова и Сергей Новицкий завоевали бронзовую медаль. В трех остальных видах программы россияне не вошли в число призеров.
Если оценивать этот результат с точки зрения предыдущих заслуг советских и российских фигуристов, то, говоря словами одного мультипликационного героя, «маловато будет». Но, учитывая то, что на прошлогоднем мировом первенстве в Токио у россиян вообще не было наград, то это прогресс. Тем более что бронзовую медаль чемпионата завоевала пара, которая считалась в нашей сборной второй. Как ни удивительно, но неучастие в первенстве лидеров российской команды Оксаны Домниной и Максима Шабалина, которые не приехали в Гетеборг из-за травмы партнера, открыло путь на пьедестал Хохловой и Новицкому. И выпавшим на их долю шансом они распорядились мастерски.
Кстати, турнир танцоров на нынешнем чемпионате установил своеобразный рекорд по посещаемости -- 9506 зрителей присутствовало на стадионе, несмотря на то, что в Швеции вообще нет своих танцевальных пар. Даже мужские соревнования, в которых участвовали два любимца местной публики, собрали на тысячу болельщиков меньше.
В отсутствие Домниной -- Шабалина, которые в этом сезоне выиграли все старты, в которых принимали участие, главными претендентами на «золото» в Гетеборге считались бронзовые призеры прошлогоднего чемпионата мира Танит Белбин -- Бенджамин Агосто. В этом сезоне американцы одержали победы на двух этапах Гран-при и были вторыми в финале чемпионской серии следом за россиянами. Однако падение партнерши в Гетеборге после вращения в обязательном танце отодвинуло учеников Игоря Шпильбанда на пятое место, а ошибки в оригинальном и произвольном танцах окончательно лишили их возможности рассчитывать на чемпионство. Неожиданный поворот событий значительно упростил задачу серебряным призерам чемпионата Европы-2008 французам Изабель Делобель -- Оливье Шенфельдер, а также молодой канадской паре Тесса Виртю -- Скотт Моир, которые перед последним видом занимали соответственно первое и третье места. Все точки над «i» расставил произвольный танец, который канадская пара исполнила блестяще.
Главной отличительной чертой танцевального турнира в Гетеборге стала его непредсказуемость. Интрига сохранялась до самого конца. Уровень участников последней разминки был столь высок, что выступление каждого дуэта могло изменить расстановку сил. Так и случилось. Цена вопроса была так высока, что в этой ситуации на победу могли рассчитывать те, кто справится с этим грузом ответственности. Французы и россияне занервничали, наделали ошибок, канадцы выстояли и стали единственными, кто в тот вечер действительно получил наслаждение от проката своей произвольной программы.
Напряжение, «зажатость» Делобель -- Шенфельдер и Хохловой -- Новицкого контрастировали с идеальным и легким катанием Виртю -- Моир. Канадцы ни на секунду не вышли из создаваемого ими образа влюбленных из знаменитого французского кинофильма «Шербурские зонтики». Создавалось впечатление, что танцоры даже забыли, что выступают на серьезном чемпионате, о твизлах, вращениях, дорожках шагов. Они рассказывали зрителям свою историю любви. В тот вечер многие спортсмены выбрали для танца любовную тему, но только эти двое на льду выразили это так, что им поверили все. В итоге Виртю -- Моир, которые до начала первенства не фигурировали даже в самых смелых медальных прогнозах, по произвольному танцу обошли остальных конкурентов, как по технике, так и в артистизме, и впервые в карьере стали серебряными призерами. Только значительный отрыв от преследователей, который заработали французы после двух видов программы, позволил Делобель -- Шенфельдер в итоге обойти канадский дуэт. По окончании соревнований новых чемпионов мира разделяло с канадской парой четыре балла, россияне проиграли французам почти восемь очков.
Конечно, за два года до Олимпийских игр сложно говорить о претендентах на награды. Однако нет сомнений, что Виртю -- Моир будут в числе таковых. И дело даже не в том, что зимние Игры пройдут в канадском Ванкувере. Слишком быстрыми темпами движется эта пара вперед. На прошлогоднем чемпионате мира канадские дебютанты были шестыми, в финале Гран-при этого года -- четверыми, в Гетеборге завоевали «серебро». Ни один из нынешних танцевальных дуэтов в мире не может похвастать столь быстрым продвижением по карьерной лестнице. У Хоховой и Новицкого нынешний чемпионат мира является третьим по счету. Кроме того, за плечами участие в Олимпийских играх, где они заняли 12-е место. Для французов это мировое первенство стало восьмым, не считая других важнейших турниров.
Если брать во внимание тот факт, что на этом чемпионате канадские спортсмены завоевали три медали -- золотую в мужском турнире, серебряную в танцах и
бронзовую в парном катании, то вывод напрашивается сам собой. Чтобы выступить достойно на Играх в Ванкувере, россиянам предстоит проделать огромную работу и, выражаясь спортивным языком, прыгнуть выше головы.
Мужские соревнования замыкали программу чемпионата в Швеции. И здесь не обошлось без сюрпризов. Впервые в карьере звание чемпиона мира завоевал бронзовый призер Олимпийских игр в Турине канадец Джефри Баттл, который почти на 14 баллов опередил француза Брайана Жубера. Видимо, штрафное очко, снятое судьями за вокал в музыкальном сопровождении (непонятно только, почему этого не делалось на предыдущих стартах), раззадорил француза. В результате, идеально откатав произвольную программу, Жубер переместился с шестого места на второе. Призовую тройку замкнул американец Джонни Вейр, который к этому чемпионату готовился в Москве, начав работать в этом сезоне с знаменитым тренером советской эпохи Галиной Змиевской и не менее известным фигуристом Виктором Петренко. «Они кардинально поменяли не только мои тренировки, но и весь образ жизни», -- признавался Джонни Вейр. Единственный российский участник чемпионата Сергей Воронов стал в Гетеборге седьмым.
После неудачного проката короткой программы, где главной ошибкой явилось то, что вместо запланированного тройного ритбергера Воронов исполнил прыжок в два оборота, россиянин сетовал на то, что перегорел до старта, поскольку впервые участвовал в турнире, где мужчины начинали состязаться последними. Что организаторы чемпионата не дали возможность потренироваться на основном катке. Что другой российский фигурист Максим Траньков, с которым Воронов делил номер в гостинице, травмировал руку, и одиночник воспринял это близко к сердцу. Однако, оказавшись в такой непростой для себя ситуации, Воронов выжил максимум возможного в произвольной программе, доказав, что обладает потенциалом, который со временем позволит ему рассчитывать на попадание в призы.
«В целом Сергей выступил очень хорошо на этом турнире, -- сказал тренер спортсмена Алексей Урманов. -- Когда после короткой мы шли в гостиницу, он мне сказал: «Да, чемпионат мира -- это не первенство Европы, здесь совсем другая обстановка, и все намного сложнее». Прошлый мировой чемпионат в Токио не стоит брать в расчет, потому что он прошел для Сергея как в тумане. Парень даже толком не понял, что происходило. Почему? Да потому что для него это был девятый старт в сезоне, незапланированный турнир, когда мы в последний момент запрыгнули в уже уходящий вагон электрички. У Сергея болела нога, и, несмотря на это, он боролся до конца. Сразу после чемпионата мира воспалилась старая травма стрессового перелома ноги. Друзья возили его в Токио на каталке. Это правда. После соревнований я встретил Сергея в токийском зоопарке, он сидел в инвалидном кресле, которое толкал Дмитрий Хромин -- фигурист из Польши. Поэтому тот чемпионат не идет ни в какое сравнение с нынешним. Сергей вообще не запомнил тот свой дебют. Мужские соревнования всегда было чрезвычайно сложно выиграть. И фигуристы, которые выступали в последней разминке, разительно отличаются от остальных. Но похвалю своего ученика. Мне было бы не стыдно при таком катании, какое он показал в произвольной программе в Гетеборге, видеть его в этой компании».