Президент «Роснефти» Сергей Богданчиков заявил, что не собирается выполнять поручение
избранного президента России Дмитрия Медведева. По его словам, нефтяная госкомпания не планирует в ближайшее время продажу магистрального
газопровода Сахалин -- Комсомольск-на-Амуре, хотя в начале февраля г-н Медведев, занимавший тогда пост первого вице-премьера, в жесткой форме поручил «Газпрому» и «Роснефти» ускорить переговоры о купле-продаже существующей газотранспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке.
Борьба за существующую еще с советских времен трубу имеет стратегический смысл. Прошлой осенью правительство поддалось лоббистским усилиям «Газпрома» и приняло список стратегических газовых месторождений, которые могут быть переданы собственнику системы газоснабжения без аукциона и конкурса. В перечне присутствует и Киринский блок (так называемый проект «Сахалин-3») на шельфе Сахалина. Соответственно владение газопроводом дало бы «Газпрому» возможность стать единственным претендентом на этот актив. «Роснефть», которая также имеет виды на «Сахалин-3» и даже договаривалась о совместном участии в проекте с индийской ONGC, естественно, не хочется терять этот козырь.
В то же время неясно, что именно толкнуло г-на Богданчикова на открытый демарш. До сих пор
«Роснефть» без лишнего шума затягивала переговорный процесс с «Газпромом», выставляя время от времени неприемлемые условия. И сейчас, в момент переходного периода для правительства и Кремля (и в том числе для руководства «Роснефти»), было бессмысленно прибегать к агрессивной защите интересов компании.
«Компания «Роснефть» владеет почти 3 тыс. километров трубопроводных систем на Дальнем Востоке, они между собой взаимосвязаны. В настоящее время мы не планируем продавать ничего из этой системы ни «Газпрому», ни каким-то другим компаниям», -- сказал г-н Богданчиков после встречи с хабаровским губернатором. Чтобы немного смягчить ситуацию, он отметил: «Со своей стороны мы чувствуем ответственность и обязанность вести расширение этой системы как по заявкам «Газпрома», так и других компаний. Если «Газпром» обратится к нам с предложением расширить эту систему, мы ее расширим».
Такой подход, безусловно, совершенно не устроит «Газпром» (вчера компания отказалась от комментариев, сославшись на то, что курирующий тему зампред правления Александр Ананенков находится в командировке). В прошлом году газовый концерн подготовил программу создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки и реализации газа, и газопровод Сахалин--Хабаровск должен был стать отправной точкой для формирования системы газоснабжения в этой части страны (естественно, «Газпром» отводил себе роль владельца и оператора трубы). Однако переговорный процесс с «Роснефтью» не клеился: ни по участку Сахалин -- Комсомольск-на-Амуре, ни по построенному недавно участку Комсомольск-на-Амуре -- Хабаровск. Второй участок принадлежит компании «Дальтрансгаз», в которой окологазпромовские структуры смогли выкупили у администрации Хабаровского края около 48% акций. Но получение контроля опять уперлось в позицию «Роснефти», которая владеет блокпакетом (еще 27% находится у «Росимущества» и пока не фигурирует в плане приватизации).
В начале февраля на совещании в Хабаровске зампред правления «Газпрома» Александр Ананенков сумел обратить недовольство Дмитрия Медведева черепашьими темпами
газификации Дальнего Востока в пользу монополии. По словам топ-менеджера, в целом по развитию газопровода решение принято, проектная мощность трубы -- 4,5 млрд кубометров в год, по действующей трубе с проекта «Сахалин-1» поставляется чуть меньше 2 млрд. «В полном масштабе она не построена, головной участок от Сахалина до Комсомольска-на-Амуре находится в крайне тяжелом техническом состоянии, это старая система, и он находится в собственности «Роснефти», -- напомнил г-н Ананенков. -- Мы дали предложение «Роснефти», и нас поддержали все участники, чтобы «Газпром» вошел в этот проект и построил систему от Сахалина до Комсомольска-на-Амуре, расширить эту систему и довести мощность до проектируемых 4,5 млрд кубометров. Мы намерены продолжить систему на 900 километров от Хабаровска до Владивостока, чтобы в 2011 году обеспечить подачу газа во Владивосток». «Так что вам мешает сейчас?» -- не вытерпел г-н Медведев. «Очень медленно продвигаются переговоры с «Роснефтью», этот вопрос затянут, и нужно в ближайшее время более плотно и активно поработать, чтобы завершить этот процесс», -- пожаловался зампред правления «Газпрома». «Тогда я придам ускорение и вам, и «Роснефти», -- пообещал преемник президента. -- Когда две крупные госкомпании не способны договориться, страдают из-за этого интересы людей на Дальнем Востоке. Считайте, что соответствующее жесткое поручение в адрес «Газпрома» и «Роснефти» уже дано». И в несвойственной ему манере приказал: «Давайте завершайте переговоры, принимайте коммерческое решение и стройте».
Однако президент «Роснефти» решил завершить переговоры по-своему. В нефтяной компании от комментариев отказались.