Министерство финансов не намерено сокращать бюджетные расходы и тем более увеличивать другие налоги ради снижения ставки НДС. Об этом заявил вчера в Госдуме вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин,
комментируя предложение Минэкономразвития о снижении НДС с 18 до 12% с одновременной ликвидацией льготной 10-процентной ставки. По расчетам министра финансов, снижение ставки НДС в полтора раза может стоить бюджету потери 2% ВВП. Именно поэтому такое предложение вряд ли появится в проекте "Основных направлений налоговой политики на 2009--2011 годы", который финансовое ведомство должно представить в правительство в конце марта.
Предложение о радикальном снижении НДС прозвучало в конце февраля в выступлении Владимира Путина на заседании Госсовета. И хотя президент не озвучил никаких конкретных цифр и сроков, глава Минфина отреагировал на это корректно, но по сути негативно. Как заявил тогда Алексей Кудрин, НДС, конечно, будет снижен до 2020 года (ведь путинское высказывание прозвучало в контексте обсуждения стратегии до 2020 года), но о конкретных процентных пунктах речь пока вести рано.
Минэкономразвития со своей стороны предложило не тянуть со сроками и снизить НДС уже со следующего года. В начале недели в Минфин поступили предложения МЭРТ по снижению НДС до 12--13%, однако, по словам Алексея Кудрина, в этих материалах, объем которых занимает полторы страницы, не содержится оценки влияния такого шага на экономику.
По приблизительным подсчетам МЭРТ, объем выпадающих доходов при названном снижении НДС составит около 1% ВВП. По мнению же Минфина, потери консолидированного бюджета от снижения ставки до 12--13% достигнут не менее 2% ВВП. Эта цифра, как пояснил г-н Кудрин журналистам для наглядности, равна годовому объему финансирования национальной обороны либо годовому финансированию базовой части пенсии. "Видим ли мы такие резервы в бюджете и почему мы их не видели раньше?" -- задал риторический вопрос вице-премьер, пояснив, что единственная возможность радикально снизить НДС -- это объявить о сокращении расходов бюджета.
Более того, напомнил глава Минфина, предложения МЭРТ увеличивают налоговое бремя тех производителей, которые пользуются сегодня льготной 10-процентной ставкой НДС. Это, в частности, производители детских товаров, отечественной сельхозпродукции, изделий медицинского назначения. Если же в целях компенсации выпадающих доходов повысить акцизы сверх ежегодно запланированной индексации, то в стране подорожают все подакцизные товары. Это не только сигареты и алкоголь, но также бензин, газ и нефть. Новый виток рукотворной инфляции финансовое ведомство инициировать не намерено. Поэтому предложение об экономии 0,6--0,7% ВВП (именно такую сумму, по мнению Минэкономразвития, в перспективе получит бюджет после уменьшения ставки НДС за счет снижения числа махинаций при его уплате) Минфин будет рассматривать только тогда, когда увидит источники покрытия выпадающих доходов, пояснил Алексей Кудрин.
Дабы охладить излишний оптимизм относительно будущих поступлений в бюджет, традиционно питаемый ростом нефтегазовых цен на мировом рынке, министр назвал нефть "спекулятивным товаром". "Цена на нефть в 100 долл. за баррель не может рассматриваться как надежная, стабильная и прогнозируемая. Цена на нефть окончательно оторвалась от базового соотношения спроса и предложения. Нефть сегодня является спекулятивным товаром", -- заявил Алексей Кудрин депутатам Госдумы.