Вчера российские лидеры поздравили председателя КНР Ху Цзиньтао с переизбранием на этот пост на сессии китайского парламента. Президент Владимир Путин подтвердил «приверженность России курсу на всемерное углубление стратегического партнерства с Китаем на благо наших народов, в интересах укрепления международного мира и безопасности, строительства многополярного справедливого миропорядка». Избранный президент Дмитрий Медведев подтвердил готовность продолжать доверительный и конструктивный диалог "в интересах укрепления многопланового двустороннего сотрудничества на длительную перспективу". О сотрудничестве Китая и России министр иностранных дел КНР ЯН ЦЗЕЧИ рассказал в Пекине специальному корреспонденту агентства ИНТЕРФАКС-КИТАЙ Геннадию Кривошееву -- специально для "Времени новостей".-- Какие направления сотрудничества России и Китая вы считаете наиболее важными в 2008 году?-- Китайско-российские отношения стратегического партнерства благодаря общим усилиям развиваются динамично и достигли небывалых высот. В наших отношениях утверждена миролюбивая идея «Навеки друзья и никогда -- враги». Больших результатов мы добились в сотрудничестве в различных областях, это принесло двум народам огромную выгоду. Успешное проведение Года России в Китае и Года Китая в России в значительной мере укрепило взаимопонимание и дружбу между нашими народами, содействовало развитию практического сотрудничества.
Мы горячо поздравляем господина Дмитрия Медведева с победой на президентских выборах, даем высокую оценку и выражаем благодарность президенту Российской Федерации Владимиру Путину за его выдающийся вклад в развитие китайско-российских отношений.
Со вступлением во второе десятилетие китайско-российских отношений стратегического партнерства китайская сторона готова удесятерить усилия и вместе с российской стороной продвинуть отношения стратегического партнерства и взаимодействия в соответствии с Договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китаем и Россией (подписан в июне 2001 года в Москве. --
Ред.).
-- На чем двум странам необходимо сконцентрировать усилия? И каков график контактов китайских и российских руководителей в этом году?-- Прежде всего мы должны сохранять и укреплять контакты на высоком уровне, углублять политическое взаимодоверие, наращивать взаимную поддержку по всем вопросам, касающимся ключевых интересов каждой страны. Мы ожидаем скорого визита в Китай избранного президента Дмитрия Медведева. Двустороннюю встречу лидеров двух стран планируется провести на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС, намечен на август 2008 года в Душанбе. --
Ред.) и во время неофициального саммита организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС, намечен на ноябрь 2008 года в Лиме. --
Ред.). В этом году регулярная встреча премьер-министров наших стран по очередности должна состояться в России.
Во-вторых, надо улучшать качество и уровень практического сотрудничества. Необходимо реализовать достигнутые договоренности, сделав приоритетом развитие сотрудничества в торгово-экономической, энергетической, инвестиционной, высокотехнологичной и экологической областях. Следует улучшать структуру товарооборота, увеличивать объем торговли машинно-технической продукцией, совершенствовать торгово-экономическое взаимодействие.
В-третьих, необходимо расширять диапазон гуманитарного и регионального обмена и сотрудничества. Следует обеспечить успешное проведение Года русского языка в Китае (2009 год) и Года китайского языка в России (2010 год). Надо предпринимать усилия для активизации связей между гражданами и наращивать строительство трансграничной транспортной инфраструктуры.
В-четвертых, нужно укреплять стратегическое взаимодействие в международных и региональных делах, прилагать усилия для сохранения мира и стабильности во всем мире.
-- Удовлетворены ли в Китае уровнем торгово-экономического сотрудничества с Россией?-- Торгово-экономические отношения Китая и России развиваются динамично. Согласно статистическим данным китайской таможни товарооборот в 2007 году достиг 48,17 млрд долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 44,3%. Это был рекордный показатель с 1993 года. Примечательно, что рост объема торговли стал подкрепляться улучшением ее структуры. Подтверждение тому -- увеличение импорта в Китай российской машиностроительной продукции.
Новые успехи были достигнуты и в инвестиционном и технико-экономическом взаимодействии. Так, по данным на 2007 год, объем взаимных инвестиций между двумя странами превысил 2 млрд долл. Успешно реализуются в России проекты с финансовым участием китайских предприятий -- такие, как строительство жилого комплекса "Балтийская жемчужина" в Санкт-Петербурге, китайский торговый центр в Москве и предприятие по глубокой переработке древесины в Томской области. Есть все основания говорить, что торгово-экономическое сотрудничество между нашими странами принесло хорошие результаты и по масштабам, и по качеству.
-- Как, по мнению Пекина, можно исправить существующий дисбаланс в структуре двустороннего товарооборота?-- Что касается быстрого роста китайского экспорта в Россию в последние годы, то это, по моему мнению, было обусловлено объективными обстоятельствами в экономиках двух стран и реальным спросом рынка. Китайская сторона не гонится за односторонним положительным сальдо в торговле с Россией. Наоборот, мы готовы совместно с российской стороной содействовать сбалансированному развитию двусторонней торговли -- в частности, за счет ускорения реализации проектов строительства нефте- и газопроводов, развития устойчивой торговли в сфере энергетики и поощрения увеличения импорта из России машинно-технической и высокотехнологичной продукции.
Хочу обратить ваше внимание на один момент: в Китае рынок открытый. В 2007 году импорт КНР превысил 950 млрд долл., увеличившись за год на 20%. Надеемся, что российские предприятия будут работать над повышением своей конкурентоспособности и увеличат экспорт в Китай.
--
Как вы оцениваете перспективы сотрудничества в рамках ШОС? Считает ли Китай целесообразным расширение состава участников организации?-- Решение о создании ШОС -- стратегический выбор Китая, России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Сформирована совершенная организационная структура, запущены дееспособные механизмы, которые действуют на всех уровнях и охватывают самые различные сферы. Разработаны правовые и организационные основы для дальнейшего развития организации.
Что касается желания некоторых государств стать наблюдателями или полноправными членами ШОС, то вижу здесь прежде всего широкое признание тех целей и принципов, которых придерживается организация, да и результатов ее деятельности. Решение на этот счет будет принято государствами-членами консенсусом, с учетом потребностей развития организации и комплекса соответствующих политических и правовых аспектов.
-- Планирует ли Китай присоединиться к "большой восьмерке" и рассчитывают в Пекине на поддержку России в этом вопросе?-- В последние годы на встречи на полях саммита "большой восьмерки" регулярно приглашаются лидеры развивающихся стран, в том числе и лидеры нашей страны. Такой диалог способствует не только укреплению многосторонности, но и разрешению глобальных вопросов и созданию партнерских отношений глобального развития нового типа, основанных на равенстве и взаимной выгоде.
В Китае обратили внимание на то, что в последнее время в самой Группе восьми и за ее пределами прозвучали голоса о ее расширении и членстве развивающихся стран. Это говорит о том большом значении, которое придается роли развивающихся стран и диалогу Север--Юг. Китайская сторона это очень ценит. Взгляды на расширение группы все еще расходятся, в том числе и между ее участниками. Действующая модель диалога восьмерки с соответствующими странами работает нормально, ее можно оставить. Что же касается ее развития, то действовать мы должны по логике вещей -- ведь всему свое время. По этому вопросу китайская сторона готова поддерживать контакты со всеми сторонами.
-- Некоторые организации и лица, недоброжелательно настроенные к Китаю, увязывают пекинскую Олимпиаду с вопросами прав человека. Не окажут ли эти высказывания негативное влияние на успешное проведение Олимпийских игр?-- Конституция Китая гарантирует основные права человека, свободу слова и совести своих граждан. Разумеется, в такой стране, как Китай, где проживают 1млрд 300 млн человек, всегда хватает проблем, а подчас и вызовов в правозащитной области. Но в любом случае китайское правительство, независимо от Олимпийских игр, всегда уделяло и уделяет большое внимание непрерывному улучшению правозащитной обстановки в стране.
Пекинская Олимпиада является не только китайской, но и общемировой. В ее успешном проведении заинтересованы народы всех стран. Ее подготовка идет полным ходом. Мы приветствуем все доброжелательные и конструктивные замечания и предложения. Вместе с тем мы решительно возражаем против вмешательства в наши внутренние дела и попыток чинить помехи Олимпийским играм по политическим соображениям, под предлогом защиты прав человека, потому что такие поступки противоречат общим чаяниям международного сообщества, нарушают дух олимпийского движения, которому противоречит политизация спорта.
Несправедливо так поступать не только с Китаем и Олимпийскими играми, но и со всеми теми, кто любит большой спорт и живет им. Если позволить этому негативу и дальше развиваться, то в будущем с Олимпийскими играми, вероятно, можно будет увязать что угодно. А это ударило бы по олимпийскому движению и интересам всех государств.