Время новостей
     N°44, 18 марта 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.03.2008
Ни убавить ни прибавить
Российские власти пытаются определиться с реформой НДС
Похоже, Россия как никогда близко подошла к снижению одного из базовых налогов -- НДС. По крайней мере, лоббисты этого решения максимально активно пытаются использовать грядущую смену правительства.

Министерство экономического развития и торговли России направило в Министерство финансов предложения по первоочередным налоговым мерам: в частности, МЭРТ предлагает уже со следующего года снизить базовую ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с нынешних 18 до 12--13%. Соответствующее письмо о первоочередных мерах налоговой политики подписано главой МЭРТ Эльвирой Набиуллиной. В качестве первоочередных мер МЭРТ предлагает «принять решение о существенном снижении базовой ставки НДС до уровня 12--13% с 2009 года с одновременной ликвидацией пониженной ставки НДС и компенсирующим повышением размеров ставок акцизов». В настоящее время в России действуют три ставки НДС: нулевая -- для экспортных операций; льготная в 10% -- для операций по реализации социально значимых товаров (хлеб, макароны, детские товары и т.д); для всех остальных операций -- 18%. До конца недели планируется провести встречу представителей власти и бизнес-сообщества для обсуждения перспектив снижения этого налога.

В самое ближайшее время намерена оформить свою позицию относительно реформы налога на добавленную стоимость и Госдума. По словам спикера Госдумы, лидера "Единой России" Бориса Грызлова, ставка НДС должна быть снижена до 10% и унифицирована. Министерство финансов своей позиции не изменило, говоря о снижении НДС только как об очень отдаленной перспективе. Предпринимательские союзы так и не представили единого мнения бизнеса. Думское большинство в своей позиции по реформе этого налога тоже не едино. Ряды противников снижения НДС пополнились ориентированными на социальные реформы депутатами: глава комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев заявил, что опасается инфляционного эффекта, который, по его мнению, неизбежно последует за снижением налогов.

По мнению главы экспертного управления президента Аркадия Дворковича, закон о снижении НДС все же может быть принят до конца нынешнего года, а саму ставку могут снизить до 12--13% -- как раз это и предлагает МЭРТ.

Практически уже «всенародное» обсуждение реформы налога на добавленную стоимость, экономическая суть которого понятна немногим, показывает, сколь противоречиво выглядят сегодня возможные варианты реализации экономической политики при новом президенте и премьере, вопреки всем заявлениям о преемственности экономического курса страны. Несмотря на директивные рекомендации действующего президента Владимира Путина, данные то ли самому себе как будущему премьеру, то ли новоизбранному президенту Дмитрию Медведеву, что ставка НДС должна быть максимально низкой и единой, никакого веского и емкого идеологического обоснования для реформы этого налога пока не придумано.

Отсутствие какой бы то ни было ясности относительно реформирования НДС продемонстрировала еще в прошлом месяце заочная перепалка между действующим президентом и Министерством финансов. После того как на заседании Госсовета Владимир Путин заявил, что ставка налога должна быть максимально низкой, эксперты предположили, что путинская версия снижения НДС подразумевает, что этот налог, скорее всего, может быть снижен до 12--13%. Как заявляли в администрации президента, вариант с 10-процентной ставкой НДС представляется чересчур смелым. Минфин в лице вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина позволил себе не согласиться с этими экономическими выкладками.

Г-н Кудрин заявил, что пока не может быть и речи о каких-либо точных сроках снижения ставки НДС. Снижение этого налога обязательно произойдет, заверил он, до 2020 года. Но 12 лет, по его мнению, это слишком большой срок, чтобы давать какие-либо гарантии того, что реформа не повлияет негативно на сбалансированность бюджета. Если нефтегазовая составляющая бюджета начнет сокращаться, снижение ставки налога хотя бы до 15% лишит бюджет одной шестой части поступлений, напомнил министр и отказался комментировать догадки о каких-либо точных сроках реформы.

С тех пор позиция Минфина не изменилась. Экспериментировать с основным бюджетообразующим налогом, приносящим казне почти 40% сборов и не зависящим напрямую от цен на нефть, ведомство не намерено. Хотя готово вести дальнейшую дискуссию, в том числе и с представителями бизнес-объединений. Но бизнес-сообщество выступить единым фронтом по этому вопросу так и не смогло. Многочисленные рабочие группы при Минфине с участием предпринимателей, по сути, так ничего и не добились. Несмотря на то что некоторые их идеи по реформе НДС удостаивались в прошлом году публичного одобрения президента, предложения так и остались на бумаге.

В спор об НДС тем временем включилась Госдума, настроившаяся наконец на рабочий лад после выборов. Депутаты пока еще слабо представляют себе, зачем и на сколько нужно снижать НДС, а некоторые, в том числе в «Единой России», возражают против такого шага. Заявление депутата Исаева это подтвердило. Высказать свое мнение спикер Борис Грызлов поспешил, скорее всего, для того, чтобы обозначить поддержку Думой инициатив обоих президентов -- и действующего, и вновь избранного. Ведь Дмитрий Медведев также включил тезис о снижении НДС в свою программу. Но, как и все остальные комментаторы, воздерживается пока от конкретики. Выбирать же вскоре ему придется между двумя вариантами. Либо радикально снизить НДС, допустив появление выпадающих доходов, рискуя тем самым выполнением социальных обязательств, если нефтяные цены упадут и профицит бюджета превратится в дефицит. Либо снижать ставку постепенно.

Вопрос о том, что колебания нефтяных цен вовсе не повод отказываться от перемен, так как для подстраховки от неблагоприятной конъюнктуры существует специальный резервный фонд, выделенный недавно из стабфонда, пока остается за кадром. При особом желании снижать налоги можно себе позволить, не особо опасаясь выпадающих доходов. Другое дело, что желания как такового пока нет. Предлагается это лишь ради абстрактной пока цели модернизации экономики. Якобы снижение ставки НДС будет стимулировать отрасли с высокой добавленной стоимостью переработки. Однако сам бизнес пока не готов подтвердить, что это так. Для крупного бизнеса это выгодно, а средний и мелкий предпочел бы, чтобы государство сначала поработало с другими налогами, в частности с единым социальным налогом. Государство же пока не решается открыто заявить, на кого рассчитана реформа, кто приобретет, а кто потеряет, если она будет реализована.

***

Домашний скот, на котором не пашут и который не доят, будет считаться имуществом, подлежащим амортизации и, следовательно, подпадающим под льготное налогообложение. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс поддержала в минувшую пятницу в первом чтении Госдума. Документ носит технический характер и направлен на устранение противоречия между Налоговым кодексом и актами бухгалтерской отчетности.

Если поправки будут приняты, из законодательства исчезнет норма, не позволяющая сегодня амортизировать при расчете налога на прибыль продуктивный скот. В частности, имеются в виду буйволы, волы и другие одомашненные дикие животные за исключением рабочего скота. Если поправки будут приняты, то, по мнению их авторов, это снизит налоговую нагрузку на сельхозпроизводителей.

***

Налог на добавленную стоимость (НДС) -- один из видов федеральных налогов в РФ, взимаемый в соответствии с гл. 21 Налогового кодекса РФ; представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Ирина СКЛЯРОВА