Тема двух центров власти, сложившихся в России в результате избрания Дмитрия Медведева главой государства, перекочевала из сферы политологии в практическую политику. Канцлеру ФРГ
Ангеле Меркель, побывавшей в субботу в Москве, пришлось не только отдельно встречаться с президентами Путиным и Медведевым, но и объяснять журналистам, как она планирует дальше строить свои отношения с ними.
Пока различия в статусе очевидны. Владимир Путин принимал гостью в своей резиденции «Ново-Огарево» (которая, кстати, останется в его распоряжении и после перехода на работу в Белый дом) и провел вместе с ней пресс-конференцию. Встреча г-на Медведева с г-жой Меркель проходила в принадлежащем управлению делами президента замке «Майендорф», и прессе удалось запечатлеть лишь первые минуты беседы. Замок «Майендорф» может арендовать любой желающий. В рекламном проспекте одной из фирм, организующих такую аренду, говорится: «Если вы хотите провести торжественное мероприятие высокого уровня, которое надолго запомнится всем вашим гостям, замок «Майендорф» -- это именно то, что вам нужно». Безусловно, Дмитрию Медведеву хотелось бы, чтобы прошедшая 8 марта встреча надолго запомнилась его гостье.
Что же касается намерений г-жи Меркель, первой из западных лидеров встретившейся с новоизбранным президентом России, то германское информационное агентство DPA отмечает: «Во время своей краткосрочной поездки Меркель хотела лично прочувствовать происходящее в России. Она также хотела продемонстрировать важность отношений (между двумя странами. --
Ред.). В конце концов Меркель улетела домой в хорошем расположении духа. Сопровождавшие ее лица насчитали многочисленные выражения благодарности со стороны Медведева за то, что она так скоро приехала. А о Медведеве у Меркель сложилось впечатление как о «по-деловому ориентированном политике», который хочет поддержания хороших отношений с ЕС и Германией».
По данным "Времени новостей", г-жа Меркель пригласила Дмитрия Медведева в гости, и не исключено, что именно в Германию он совершит свой первый президентский визит в дальнее зарубежье.
На пресс-конференции после переговоров Путина и Меркель журналист одного из немецких телеканалов прямо спросил у г-жи канцлера: «Считаете ли вы, что вам в будущем понадобится два телефонных номера, если вы захотите поговорить с двумя самыми важными политиками России для того, чтобы координировать свои действия?» Журналист даже спросил Меркель, будет ли, по ее мнению, нынешний президент России «физически присутствовать» на июньском саммите «большой восьмерки» в Японии.
«Если я правильно проинформирована, то новый президент вступает на свой пост в начале мая. Поэтому исхожу из того, что новый президент, как вы говорите, будет физически присутствовать в Японии, а нынешний президент будет думать о нас», -- элегантно ответила г-жа Меркель. И не менее элегантно разъяснила, что не планирует «вычеркивать» Путина из «телефонной книжки»: «Бывает так, что вы иногда звоните трем-четырем людям в стране. Я буду звонить российскому президенту, но если мне придется или я буду должна, или я буду иметь право, то буду звонить и другому человеку. Я хочу с ним хороших отношений. Знаю, что нынешний президент не собирается выходить из политики, и я себе прекрасно могу представить, что мы будем беседовать друг с другом по некоторым политическим вопросам. Или, например, когда я думаю о саммите Евросоюз--Россия, то в нем и премьер-министр, и президент принимали участие. Например, когда мы встречались на Волге, в Самаре, тогда премьер-министр Фрадков тоже принимал участие. Поэтому мне кажется, что мы будем встречаться, но моим непосредственным партнером по диалогу будет новый человек, которого я сегодня еще хочу увидеть».
Владимир Путин не остался в стороне от этой интересной дискуссии. «Конечно, я уже давно привык к ярлыкам, согласно которым трудно разговаривать с бывшим агентом КГБ, но хочу вам сказать следующее: Дмитрий Анатольевич Медведев будет свободен от того, чтобы доказывать свои либеральные взгляды, но он не меньше, в хорошем смысле слова, русский националист, чем я, -- сказал г-н Путин. -- Не думаю, что нашим партнерам будет с ним проще. Во всяком случае, это человек, который настроен патриотически и будет самым активным образом отстаивать интересы Российской Федерации на международной арене».
Ангеле Меркель, как оказалось, очень хотелось прокомментировать слова Владимира Путина. Но она приберегла свой комментарий для следующего собеседника. «Президент Путин только что сказал нам, что с вами нам будет не легче, чем с ним. Но я не дала себе волю и не сказала, что я надеюсь, что и не сложнее, -- пошутила она в начале встречи с Дмитрием Медведевым. -- Я исхожу из того, что мы будем также вести переговоры и что те вопросы, которые мы критически обсуждали с президентом Путиным, также будут обсуждаться». Г-н Медведев тоже «не дал себе волю» и не стал сравнивать, сложнее или легче придется теперь г-же Меркель с президентом России. Но заверил ее: «Будет и откровенность, и дружелюбие, которое всегда связывало наши страны и которое всегда присутствовало в ваших отношениях с президентом Путиным».
Переговоры Дмитрия Медведева и Ангелы Меркель длились более часа. Как сообщили «Времени новостей» в аппарате г-на Медведева, речь шла о текущем экономическом сотрудничестве, реализации газопроводного проекта «Северный поток», отношениях между Россией и Евросоюзом и других вопросах, в том числе о подготовке предстоящего летом десятого раунда межгосударственных консультаций (формат таких консультаций был придуман еще Путиным и экс-канцлером Германии Герхардом Шредером).
Агентство DPA, подводя итоги визита г-жи Меркель, пишет: «42-летний Медведев производит впечатление человека застенчивого, но старающегося быть вежливым. Непринужденной беседой политический воспитанник «еще-президента» Путина владеет уже довольно хорошо. Он производит впечатление более симпатичного человека, чем Путин, который, выступая в подобных случаях, был похож на игрока в покер».
Германские политики и политологи в комментариях более сдержанны -- они явно держат в уме вопрос о том, какую роль будет играть Путин после смены власти. Но все же видят в приходе Медведева «новый шанс». «Своим визитом в Москву канцлер Меркель дала понять Медведеву, что и Германия, и Евросоюз рассматривают его приход как новый шанс для улучшения двусторонних отношений, -- говорит эксперт фонда Bertelsmann Stiftung политолог Корнелиус Охман. -- И это действительно серьезный сигнал, ведь Меркель в отличие от своего предшественника всегда была довольно критично настроена по отношению к российскому руководству. Достаточно вспомнить саммит в Самаре, когда канцлер критиковала Путина открыто, перед включенными камерами. Оптимизм Берлина и Брюсселя основан на предвыборных заявлениях Медведева. Однако суждено ли будет исполниться этим надеждам, покажет время. Это будет зависеть от того, как пройдет процесс передачи власти, какая роль в новом руководстве будет отведена Путину и кто займет ключевые позиции в правительстве и администрации президента». А глава комитета бундестага по внешней политике Рупрехт Поленц полагает, что твердое мнение о новом президенте России удастся составить лишь тогда, когда станет ясно, насколько высказывания, сделанные им в ходе предвыборной кампании, будут реализованы во внешней и внутренней политике России.