Вчера президент Армении Роберт Кочарян частично
отменил чрезвычайное положение, действовавшее в стране с 1 марта. Отменены пункты 6 и 7 президентского указа о ЧП -- в результате пять оппозиционных партий и организаций снова могут легально действовать в стране. А Владимир Путин официально поздравил премьер-министра Армении Сержа Саркисяна с победой на президентских выборах.
В минувшую пятницу, накануне Международного женского дня, конституционный суд Армении попытался положить конец
политическому кризису, разразившемуся в этой стране после президентских выборов 19 февраля. Председатель конституционного суда Гагик Арутюнян огласил решение, согласно которому официальные итоги выборов, подведенные республиканским избиркомом 24 февраля, остаются в силе. Как неоднократно писала газета «Время новостей», согласно подсчетам избиркома на выборах победил действующий премьер-министр страны Серж Саркисян, набравший 52,8% голосов. Вторым к финишу выборов пришел экс-президент Армении (1991--1998 гг.) Левон Тер-Петросян, получивший, по официальным данным, более 21% голосов.
Сторонники последнего категорически отказались признать утвержденные результаты выборов, полагая, что победителем из напряженной борьбы на самом деле вышел г-н Тер-Петросян, а успех Сержа Саркисяна стал возможным благодаря целому валу нарушений и фальсификаций в день голосования. Возглавляемая г-ном Тер-Петросяном оппозиция десять дней и ночей выражала свой протест массовой акцией на площади перед зданием Оперы в Ереване, где были разбиты палатки и откуда по улицам центра ежедневно отправлялись многотысячные шествия. 1 марта митинг у Оперы был разогнан, но оппозиционеры вновь собрались в другом месте. В ходе начавшихся столкновений с полицией были убиты, по разным данным, от шести до десяти человек, из которых один сотрудник полиции, и ранено свыше 130 человек. С вечера 1 марта в Ереване был введен режим чрезвычайного положения сроком на 20 дней.
Оппозиция пока планирует возобновить перманентную акцию протеста сразу же после отмены ЧП. Однако шансов добиться успеха исключительно политическими методами у сторонников г-на Тер-Петросяна практически не осталось: конституционный суд, в сущности, был последней национальной инстанцией, которая могла повлиять на процесс. КС же, как и ожидалось, признал правоту избиркома и ограничился формальной передачей представленных штабом Левона Тер-Петросяна материалов о нарушениях и фальсификациях в прокуратуру республики. По армянской конституции решение конституционного суда окончательно и не подлежит обжалованию.
Это, впрочем, не означает, что президентство Сержа Саркисяна будет безоблачным: даже по официальным протоколам выборов лишь 2,8% голосов отделяли его от второго тура. А колебания, которые возникли в рядах влиятельных партий «Дашнакцутюн» и «Правовая страна», когда их лидеры увидели масштаб массового протеста, говорят о том, что второй тур мог бы оказаться для преемника если и не совсем проигрышным, то весьма проблематичным. Правда, лидер «Правовой страны» Артур Багдасарян на прошлой неделе подтвердил свою лояльность властям, изъявив восторженное согласие вступить в правящую коалицию. Колебания его политического курса во время кризисной декады и неоднородность позиций партийного актива очевидны даже его теперешним союзникам из Республиканской партии, к которой принадлежит Серж Саркисян. Последний в любом случае оказался избран президентом на выборах, результаты которых поставлены под сомнение -- настолько серьезное, что оно было оплачено кровью. Это сомнение в любой момент может быть «конвертировано» в кризис легитимности, а такой диагноз для многих новейших политических деятелей Южного Кавказа оказывался окончательным.
Левон Тер-Петросян, который до самого последнего времени надеялся на то, что выстроенный действующим президентом Робертом Кочаряном механизм власти начнет разрушаться как карточный домик под влиянием массового протеста, процесса в конституционном суде и вследствие давления мировой общественности, кажется, в какой-то момент переоценил свои связи и влияние. Это весьма наглядно проиллюстрировал по общественному телевидению начальник штаба минобороны Армении Сейран Оганян, о переговорах с которым на предмет близости армии и протестующего народа Левон Тер-Петросян объявил еще в один из первых дней перманентного митинга. Сразу же после введения ЧП г-н Оганян вежливо попросил ереванцев следовать требованию запрета собраний в связи с режимом ЧП и обещал, что армия будет реагировать на нарушения со всей строгостью. Не менее жестко проявили себя и полицейские власти, без колебаний применившие силу против митинга. Военные и полицейские пока оправдывают решительный прогноз Сержа Саркисяна, сделанный им накануне выборов: «Революции бывают там, где слабая власть, а к Армении это не относится».
Кроме того, не стоит забывать, что принципиальное политическое решение о разгоне оппозиционеров не мог принять никто другой, кроме действующего президента и главнокомандующего Роберта Кочаряна -- по конституции он покинет офис лишь 9 апреля. Если г-н Саркисян сумеет успешно перенести на «хромую утку» г-на Кочаряна всю тяжесть ответственности за кровопролитие 1 марта, он фактически сможет «убить двух зайцев»: сохранит собственный имидж (и даже приукрасит его ореолом миротворца, если пойдет на контакты с оппозицией) и избавится от необходимости иметь г-на Кочаряна премьер-министром (что, кажется, было признано непременным условием армянского варианта операции «Преемник», но вызывает у самого преемника нескрываемо кислое выражение лица).
С другой стороны, Левон Тер-Петросян меньше всего похож на политика, готового отступать или попусту рисковать репутацией, самоуверенно обещая, что и его еще поздравят с избранием президентом. Оппозиция, по-видимому, попытается возобновить митинги сразу же, как только ЧП отменят полностью. Очевидно, что пользу противникам существующего в Армении режима принесут и участившиеся критические замечания наблюдателей. 8 марта, на следующий день после объявления результатов слушаний в конституционном суде, группа наблюдателей ОБСЕ обнародовала третий промежуточный доклад о выборах в Армении. Доклад выглядит отнюдь не таким ласковым и лояльным, как первый, где голосование 19 февраля было просто-напросто признано соответствующим международным стандартам. В новом тексте содержится длинный перечень нарушений на конкретных участках, и совместить эти факты с международными демократическими стандартами представляется затруднительным. Евросоюз призывает власти Армении как можно скорее снять режим ЧП, расследовать факты насилия и начать контакты с оппозицией.
В то же время госдепартамент США, по словам его представителя Мэтью Брайза, «принципиально поддерживает» Сержа Саркисяна и согласен вроде бы считать введение режима ЧП адекватным инструментом стабилизации положения в Армении. Зато армянская диаспора в Америке провела на прошлой неделе пикет протеста у дома живущего в Лос-Анджелесе брата Сержа Саркисяна.
Внутриполитический конфликт последних недель выплескивается и наружу -- 8 марта, как и четырьмя сутками раньше, были вновь зафиксированы бои на линии соприкосновения армии Азербайджана и сил непризнанной республики Нагорный Карабах, населенной этническими армянами и патронируемой официальным Ереваном. Перестрелки в Женский день снова привели к человеческим жертвам. Армения вновь обвинила Азербайджан в попытке использовать ереванский политический кризис для давления по вопросам о статусе Карабаха и оккупированных армянами азербайджанских территорий -- так называемого «пояса безопасности». Азербайджан же склонен считать, что эскалация насилия на линии соприкосновения -- дело рук армянских властей, старающихся отвлечь внимание своей общественности от внутриполитического кризиса.
Общая ситуация на всем Южном Кавказе явно накаляется: даже если стрельба в Карабахе не является следствием кризиса в Ереване, она все же напрямую затрагивает Азербайджан. А возобновление акций протеста против итогов досрочных президентских выборов в Грузии тревожным образом накладывается на усиление настойчивых требований о признании со стороны сепаратистских Абхазии и Южной Осетии, воодушевленных косовским прецедентом. На этой неделе в российской Госдуме предстоят расширенные слушания по вопросу об этих двух образованиях, которые настойчиво просят Москву признать их независимость.