Время новостей
     N°32, 28 февраля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.02.2008
ЕГЭ уравняет всех
"Рособразование" обещает установить социальную и педагогическую справедливость
Благодаря единому госэкзамену (ЕГЭ) в столичные вузы стало поступать больше абитуриентов из сельской местности. «Даже когда ЕГЭ идет в рамках эксперимента, мы абсолютно точно видим, что на 15% увеличилось поступление детей из сельских школ в высшие учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Томска», -- заявил на вчерашней коллегии Федерального агентства по образованию директор этого ведомства Николай Булаев.

Глава «Рособразования» напомнил, что уже в будущем году все российские вузы обяжут принимать во внимание результаты ЕГЭ. Таким образом, считает г-н Булаев, все абитуриенты получат равный доступ к качественному образованию, ибо «закон всех изначально ставит на равные стартовые позиции». «Дети все сдают ЕГЭ по одним и тем же контрольно-измерительным материалам одинаковой сложности», -- пояснил директор «Рособразования».

Булаев признал, что эксперимент по введению единого госэкзамена, начатый в 2002 году, не всегда проходил гладко. Так, в минувшем году Минобрнауки выявило «ряд существенных недостатков» в системе отбора и потребовало ужесточения правил оценки результатов ЕГЭ (см. «Время новостей» от 1 ноября 2007 года). Напомним, тогда «Рособрнадзор» установил, что, с одной стороны, некоторые вузы устанавливали завышенные баллы (от 97 до 100) при зачислении медалистов, а в других высших школах минимальный балл, засчитываемый при поступлении, был существенно ниже неудовлетворительной отметки -- от 15 до 24 баллов. «Я надеюсь, что этот закон после его вступления в силу при всех возможных рисках и искажениях, при всех возможных новых коррупционных проявлениях будет работать на то, что социальная справедливость и поступление в вуз будет основным критерием для работы агентства и других подведомственных ему вузов», -- высказал пожелание глава «Рособразования».

Что касается трудоустройства выпускников вузов, то, по мнению Булаева, более справедливым было бы не возвращение к практике обязательного распределения, а так называемый целевой прием. Работодатель, вуз и абитуриент заключают трехсторонний договор, согласно которому выпускнику школы обеспечивается внеконкурсное поступление (выпускнику достаточно сдать все выпускные экзамены на тройки), но взамен молодой человек, закончив высшую школу, обязуется отработать на своего «благодетеля». Поясняя свою позицию, Булаев подчеркнул, что квоту целевого приема ни в коем случае нельзя рассматривать как «места для блатного поступления», и следовательно, в договоре необходимо четко прописать ответственность работодателя (в роли которого выступают государственные и муниципальные учреждения), вуза и выпускника. «Надо наработать пакет мер, которые мотивируют человека на вступление в договорные отношения с муниципальными или госучреждениями», -- заметил руководитель «Рособразования» и добавил, что в настоящее время его ведомством дорабатываются условия предоставления образовательного кредита.

Стимулировать рублем будут также преподавателей и научных работников. Как сообщил г-н Булаев, в сравнении с позапрошлым годом заработная плата профессора или доктора наук, рассчитанная по единой тарифной сетке с учетом надбавок за должность и доплат за ученую степень, выросла более чем вдвое, а зарплата доцента или кандидата наук -- в 1,8 раза. Правда, в абсолютном исчислении научные работники продолжают получать, мягко говоря, недостаточно: средняя зарплата профессора в нынешнем году должна увеличиться до 14,5 тыс. руб., а доценты с кандидатами в среднем будут получать 8746 руб. в месяц. Сам г-н Булаев, констатировав достаточно заметный рост зарплаты, признал, что такой уровень оплаты труда интеллектуальной элиты вряд ли можно назвать справедливым.

Михаил МОШКИН
//  читайте тему  //  Реформа образования и науки