Ровно год понадобился
«Газпрому» и акционерам Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК), чтобы согласовать условия объединения активов. По итогам длительной оценочной процедуры и попыток соблюсти баланс интересов стороны решили, говорится во вчерашнем их совместном пресс-релизе, что угольная компания разместит в пользу группы «Газпром» допэмиссию. В результате выкупа новых акций «дочки» концерна станут владельцами 50% и одной акции СУЭК, оплатив их 60-процентными пакетами ОГК-2 и ОГК-6, а также миноритарными долями (по 5%) в ОГК-5, ТГК-5 и ТГК-11. Сделку планируется завершить до 31 августа. Руководить компанией продолжит Владимир Рашевский
(на снимке), который, как считается, является миноритарным акционером СУЭК. Ее совет директоров будет состоять из 11 человек. В него войдут пять представителей «Газпрома», четыре представителя акционеров СУЭК и два независимых директора. Совет директоров возглавит представитель «Газпрома», скорее всего, это будет глава «Межрегионгаза» Кирилл Селезнев -- если, конечно, в концерне не произойдет кадровой революции.
Отношения между акционерами будут регулироваться по английскому праву, чтобы защитить интересы частных акционеров СУЭК -- Андрея Мельниченко и Сергея Попова. «Живых» денег от фактической продажи угольного бизнеса они так и не получат, но смогут капитализировать активы за счет частичной продажи своих долей в ходе глобального публичного размещения акций (IPO). В ближайшее время, говорится в совместном пресс-релизе компаний, стороны обратятся в антимонопольные органы за разрешением на проведение сделки.
Первый вице-премьер Дмитрий Медведев, который считается одним из лоббистов сделки, из очередной предвыборной поездки оперативно прокомментировал достижение долгожданных договоренностей. «Я надеюсь, что в конечном счете мы получим еще одну крупную компанию с последующим выходом на IPO и размещением акций по публичной подписке. Это выгодно и для акционеров «Газпрома», в том числе государства, это выгодно и для акционеров СУЭК», -- сообщил глава совета директоров госконцерна. По его словам, вчерашнее соглашение -- «это результат довольно серьезных объединительных процессов, результат сотрудничества между «Газпромом» и СУЭК, смысл которого заключается в том, что «Газпром» заинтересован в получении дополнительных возможностей угольной энергетики».
Г-н Медведев признал наличие некоторых вопросов антимонопольного регулирования, ведь, как известно, ФАС всегда выступала категорически против сделки, усматривая в ней возможность создания монополиста в топливообеспечении электростанций. Аналогичную позицию занимал и глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс. Однако в последнее время принципиальность ведомства Игоря Артемьева в этом вопросе резко пошла на убыль. Вчера представитель службы не стал комментировать «Времени новостей» договоренности СУЭК и «Газпрома», указав, что на данный момент можно лишь констатировать «наличие желания начать обсуждать сделку с ФАС». Впрочем, достаточно очевидно, что создается мощнейшая вертикальная цепочка, объединяющая возможности газовой монополии, крупнейшего поставщика энергетических углей (общие запасы составляют около 5,8 млрд тонн) и мощного генерирующего блока из ОГК-2, ОГК-6, ТГК-11, ТГК-12, ТГК-13 совокупной установленной мощностью более 25 тыс. МВт (12% всероссийской мощности). И это не считая принадлежащих «Газпрому» ТГК-1 (Северо-Западная генерирующая компания) и ТГК-3 («Мосэнерго»), которые в сделку не войдут, но все равно будут управляться газовым концерном. В РАО «ЕЭС» по-прежнему считают, что сделка несет в себе много опасностей для электроэнергетического рынка: «Главное, чтобы она не повлекла за собой возникновения монопольного влияния в отдельных зонах электроэнергетики, -- заявила «Времени новостей» глава департамента по работе со СМИ Маргарита Нагога. -- Поэтому в этой сделке ключевую роль будет играть позиция ФАС».
В «Газпроме» и СУЭК не раскрывают оценку стоимости вносимых в совместное предприятие активов. По информации «Времени новостей», речь идет о 8 млрд долл. с каждой стороны, т.е. стоимость объединенной компании участники сделки оценили в 16 млрд долл. Судя по всему, к этому компромиссу они пришли осенью прошлого года, так как с тех пор генерация сильно подорожала, и даже с учетом падения котировок в последние недели по состоянию на вчерашний день рыночная стоимость газпромовской части активов составила более 9,3 млрд долл. (по итогам торгов в РТС). В «Газпроме» и СУЭК от дополнительных комментариев отказались.
Сенсационное намерение «Газпрома» и акционеров СУЭК осуществить слияние активов было сделано 8 февраля 2007 года. Решение комментировал лично председатель совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев, а принималось оно, по неофициальным данным, непосредственно в Кремле. Владельцы СУЭК проводили консультации о возможности продажи угольных активов, и вариант объединения с «Газпромом» был признан единственно верным способом. Стороны сначала планировали завершить сделку к августу прошлого года, затем -- до начала текущего. Однако процедура оценки активов затормозилась неопределенностью с обменом акций РАО «ЕЭС России» на пакеты в генерирующих компаниях, а также желанием гг. Мельниченко и Попова получить денежную компенсацию за потерю контроля (а для этого нужно было сделать так, чтобы СУЭК оценили дороже электроэнергетических активов, которые собирался внести «Газпром»). Независимую оценку активов СУЭК делала компания Deloitte. И к осени выдала диапазон 6--8 млрд долларов.
Газовый концерн собирался оплатить контрольный пакет в объединенной компании акциями предприятий, которые он планировал выменять у государства в процессе реструктуризации РАО. Концерн является владельцем примерно 13% акций энергохолдинга, за которые он после ликвидации РАО получит крупные пакеты в ОГК-2, ОГК-6 и ТГК-11. После этого он участвовал в допэмиссии акций ОГК-2 и ОГК-6, в результате чего к лету у него будет консолидировано по 60% акций этих компаний. Кстати, именно тот факт, что монополист теперь контролирует Ставропольскую (ОГК-2) и Новочеркасскую (ОГК-6) ГРЭС, позволял ранее специалистам РАО «ЕЭС» предполагать возникновение монополии на электроэнергетическом рынке юга России. Впрочем, пока никаких официальных расчетов по этому поводу сделано не было.