Время новостей
     N°30, 26 февраля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.02.2008
Бегство в Азербайджан
Михаил Гуцериев и его соратники снова создают новую нефтяную компанию
Структуры бывшего президента «Русснефти» Михаила Гуцериева, находящегося сейчас в международном розыске, на прошлой неделе завершили сделку по покупке двух нефтяных операторов в Азербайджане у канадской Nations Energy. Об этом сообщил журнал Nefte Compass (входящий в британскую Energy Intelligence Group) без ссылок на источники. Эту сделку, по информации «Времени новостей», соратники опального нефтяника начали готовить еще весной прошлого года. В итоге за 85% в компании Karasu Operating Company (KAOC) и 80% в компании Kura Valley Operating Company (KURA) британская компания Global Energy (ее выкупили г-н Гуцериев и его соратники) заплатила 340 млн долл. Источники, близкие к бывшему главе «Русснефти», утверждают, что, вполне возможно, это не последние приобретения Global Energy в Азербайджане, однако от конкретных комментариев отказываются. Кроме того, как стало известно «Времени новостей», азербайджанские месторождения «Зых-Говсаны» и «Бинагади», которые г-н Гуцериев купил, будучи президентом «Русснефти», на интернет-сайте этой компании уже не фигурируют среди ее активов. Источник, знакомый с ситуацией, сообщил «Времени новостей», что эти активы никогда не принадлежали «Русснефти» и лишь находились у нее в управлении. Таким образом, получается, что г-н Гуцериев и его соратники опять создают новую нефтяную компанию, только на этот раз в Азербайджане.

Как известно, после того как г-н Гуцериев был уволен из «Славнефти» в 2002 году, он стал скупать нефтяные активы, разработка которых была неинтересна крупным компаниям из-за сложности работ и длительного срока окупаемости. Как признавался сам г-н Гуцериев, он «успел встать на подножку уходящего поезда» -- в России это был последний шанс создать относительно крупную вертикально-интегрированную нефтяную компанию. Была создана компания «Русснефть», которая (через ряд офшоров) на 70% принадлежала самому г-ну Гуцериеву, а на 30% -- его родственникам. Начинала «Русснефть» с годовой добычи около 5 млн тонн, а сейчас -- по итогам прошлого года -- она выросла до 19 млн тонн. Г-н Гуцериев всегда был лоялен по отношению к государству, и именно благодаря этому обстоятельству и была создана столь крупная нефтяная компания.

Михаил Гуцериев присматривался к азербайджанским месторождениям еще во время работы в «Славнефти». Однако подписать какие-либо контракты до отставки он не успел. Зато в 2006 году, уже возглавляя «Русснефть», он смог договориться о разработке в течение 25 лет месторождения «Зых-Говсаны» с остаточными извлекаемыми запасами 12 млн тонн нефти. Контракт на разработку этого участка ранее с Государственной нефтяной компанией Азербайджана (ГНКАР) подписывал ЛУКОЙЛ, однако он был расторгнут из-за нерешенности экологических вопросов. Г-н Гуцериев сумел договориться об их решении: он говорил, что на инвестиции будет направлено 100--150 млн долл., из них 10--15% пойдут на экологию. Кроме того, «Русснефть» приобрела долю в контракте на разработку месторождения "Бинагади" (в контрактный блок входят восемь месторождений -- «Бинагади», «Гирмаки», «Чахнаглар», «Сулутепе», «Масазыр», «Фатмаи», «Шабандаг» и «Сианшор», общие геологические запасы составляют 132 млн тонн нефти, а извлекаемые -- 12,8 млн тонн).

Но в прошлом году у г-на Гуцериева возникли проблемы с российскими правоохранительными органами. Как считается, он сумел купить некоторые месторождения ЮКОСа, когда компания находилась под процедурой внешнего наблюдения. Разумеется, эти сделки не могли не быть согласованными с Кремлем, однако, судя по всему, согласование было получено не от тех лиц, которые курировали банкротство ЮКОСа. В связи с чем, как считают эксперты, и началось преследование г-на Гуцериева по тому же сценарию, что и преследование Михаила Ходорковского. Сначала «Русснефти» насчитали более 800 млн долл. налоговых долгов, а затем было заведено уголовное дело на самого г-на Гуцериева как руководителя компании, уходившей от уплаты налогов. В итоге он был вынужден бежать за границу и уже там, как считается, продать «Русснефть» структурам Олега Дерипаски за 3 млрд долл. Эта сделка, говорят источники, уже завершена. Однако из-за того, что российские власти требуют сменить нефтетрейдера Glencore на более приближенного к Кремлю (например, на Gunvor, через которого идет экспорт более половины российской нефти), ее окончательный этап оттягивается -- бывший трейдер требует компенсации, по размерам которой новые владельцы «Русснефти» пока к согласию не пришли.

При этом не раз звучала информация, что г-н Гуцериев скрывается в пригородах Баку, что летом, когда погиб его сын, траурные мероприятия проходили в Азербайджане. Но официальные лица как в Москве, так и в Баку утверждают, что г-на Гуцериева в Азербайджане нет.

Тем временем соратники опального нефтяника продолжали вести переговоры с ГНКАР о покупке новых активов в Азербайджане. Договоренности, о которых стало известно на прошлой неделе, позволили Global Energy записать в свой актив месторождения «Мишовдаг» и «Кяламеддин» (суммарные остаточные запасы составляют почти 60 млн тонн нефти, добыча по итогам прошлого года составила 300 тыс. тонн), а также соседний блок «Падар» (включает структуры «Падар», «Харами» и «Инджабел», запасы, по данным на 2000 год, составляют более 50 млн тонн, добыча началась лишь в прошлом году на «Инджабел» и составила 2 тыс. тонн). В этих проектах вторым участником является зарубежное подразделение ГНКАР. Судя по всему, «Зых-Говсаны» и «Бинагади» также находятся в структуре Global Energy. Если это так, то британская компания г-на Гуцериева и его соратников контролирует нефтяные месторождения с извлекаемыми запасами более 130 млн тонн. Для сравнения: извлекаемые запасы «Русснефти» сейчас составляют около 600 млн тонн. При этом необходимо отметить, что сернистость азербайджанской нефти несравнимо ниже, чем сырья, добываемого на большинстве месторождений бывшей компании г-на Гуцериева.

Всю нефть с азербайджанских месторождений экспортирует национальная компания по трубопроводу Баку--Новороссийск, где она продается на тендере. И достаточно часто эти тендеры выигрывает Glencore. Впрочем, в последнее время руководители многих нефтяных компаний -- операторов азербайджанских месторождений стали говорить о том, что на всякий случай необходимо иметь запасной вариант экспорта нефти. Например, через своповые операции с ВР, оператором нефтепровода Баку--Тбилиси--Джейхан. Этот маршрут для них пока менее выгоден, но его разработка говорит о том, что зависимость от России уже пугает азербайджанских нефтяников.

Николай ГОРЕЛОВ