Завтра, за девять дней до президентских выборов в России, в Москве пройдет неформальный саммит лидеров стран Содружества Независимых Государств (СНГ). О ситуации на просторах СНГ спецкор «Времени новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ беседует с первым заместителем главы МИД России Андреем ДЕНИСОВЫМ.-- Жизнеспособно ли СНГ?-- Не надо спешить хоронить СНГ.
Это вполне сложившаяся и признанная международная организация. Правда, две страны СНГ -- Украина и Азербайджан -- отрицают его правосубъектность, но это не мешает им работать в Содружестве на интересных им направлениях. Сила СНГ как раз в его слабостях. Гибкость функционирования СНГ и дает уверенность в его жизнеспособности. Для высокой же степени единства, именуемой интеграцией, требуются обязательность исполнения принятых решений, дееспособность наднациональных органов при готовности государств передать им часть своих функций. Но
СНГ не интеграционная структура, а форум исторически связанных государств.
«Завинчивание гаек» в СНГ бесперспективно. А вот площадка для обмена мнениями, встреч и решения задач нужна. Для этого СНГ и существует. О нем судят лишь по саммитам, ибо его повседневная деятельность не лежит на поверхности. Система его органов даже неизвестна широкой общественности, но они-то и решают задачи, вырабатывая общие позиции и правила сотрудничества. Пока СНГ защищает интересы своих членов, оно будет востребовано. Никого насильно в СНГ не держат, в интеграцию не загоняют.
При готовности стран к высокому уровню сотрудничества они объединяются в более узкий формат. Так возникло Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) -- интеграционная группировка, чья цель Таможенный союз, а потом и более высокая ступень экономической интеграции (члены ЕврАзЭС -- Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. --
Ред.).
-- Идея Таможенного союза восходит к так и не реализовавшемуся якобы из-за просчетов российской дипломатии единому экономическому пространству...-- Пока формируется договорно-правовая база. При благоприятных условиях Таможенный союз заработает не ранее 2010 года. Что касается единого экономического пространства (ЕЭП), то это самая высокая ступень интеграции, с наднациональными органами и единой торгово-экономической политикой. Пример -- Европейский союз. Незавершенность формирования ЕЭП между Украиной, Белоруссией, Россией и Казахстаном -- отнюдь не дипломатический просчет, а отсутствие объективных условий в странах для вхождения в него.
При выстраивании ЕЭП на четверых выяснилась неготовность к нему Украины. Процесс отнесли на будущее, а Казахстан, Белоруссия и Россия продолжили движение втроем. Создаваемый Таможенный союз -- шаг к ЕЭП в рамках трех стран, готовых принять любую другую страну из ЕврАзЭС. И Украину, пока смотрящую в евроатлантическом направлении. Ведь рынок сбыта ее товаров лежит в России и Белоруссии, и мы больше нужны друг другу, чем остальным.
-- Не поставит ли желанное Грузией и Украиной вхождение в НАТО крест на их членстве в СНГ?-- Декларируемые ими цели довольно отдаленные. Но мы с уважением относимся к праву любого члена СНГ реализовывать свои интересы в других международных объединениях или более узких группировках. Ведь эволюционирует же ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова. --
Ред.), хотя его задачи пока выглядят аморфно. Начинали с политических деклараций, теперь формируется институциональная основа.
-- Но Грузия собиралась выйти из СНГ...-- Судить надо по делам. Шагов, направленных на выход из СНГ, Грузия не предпринимает. Летом 2007 года в Санкт-Петербурге состоялся экономический форум, в рамках которого прошел неформальный саммит СНГ. В нем участвовали все 12 руководителей государств Содружества, включая президента Грузии. Такая возможность, предоставляемая СНГ, думаю, ценна и для Грузии.
--
Не компрометируют ли СНГ замороженные на его пространстве конфликты? В той же Грузии их два. Нагорный Карабах вообще чреват столкновением двух членов СНГ -- Азербайджана и Армении...-- Любой конфликт, будь то на пространстве СНГ либо в иной точке, легко вспыхивает, но погасить его трудно. В СНГ на уровне политических заявлений возможность силового решения конфликтов отрицается. Но как минимум четыре члена СНГ -- Грузия, Азербайджан, Армения, Молдова -- втянуты в конфликты, ставшие болью всего Содружества. Россия и в целом СНГ уже полтора десятилетия вносят определяющий вклад в поддержание мира и стабильности в зонах конфликтов.
В случае с Грузией большой минус -- отсутствие договорно-правовой базы, гарантирующей отказ от военных действий. Поэтому мы и настаиваем на подписании в форматах Тбилиси--Сухуми, Тбилиси--Цхинвали правовых документов о приверженности сторон исключительно мирному решению конфликтов. Пока членство Грузии в СНГ помогает поддерживать статус-кво, давая как минимум возможность лидерам стран СНГ обсуждать проблему на высоком политическом уровне.
-- Не подтолкнет ли «косовский сценарий» Россию к признанию самопровозглашенных республик на постсоветском пространстве?-- Наше отношение к одностороннему провозглашению независимости Косово резко отрицательное. Эта акция, предпринятая в отсутствие договоренности между сербами и косоварами по статусу Косово, имеет очевидный противоправный и прецедентный характер. Но это не повод для нас терять самообладание и предпринимать зеркальные шаги ради того, чтобы кому-то насолить. Просто нам придется учитывать в своей политике пример и открытого попрания принципа территориальной целостности государства, и суетливого признания «независимости» Косово рядом стран. Ящик Пандоры открыт, и последствия на совести тех, кто это сотворил.
-- Не подорвет ли дрейф Украины к НАТО ее экономическое и военное сотрудничество с Россией?-- Пока это проблема скорее теоретическая, ибо все отнесено в отдаленное будущее. В сотрудничестве с Украиной очень весом военный, экономический и социальный компонент, сложившийся еще в советский период. Мы самостоятельные государства, с равным уважением относящиеся друг к другу. И наши особые, в большей степени человеческие связи невозможно да и не нужно выкорчевывать. Но НАТО -- военно-политическая организация, налагающая обязательства военного союзничества на всех своих членов. Если теоретически представить, что Украина ее член, то хотя в рамках Совета Россия--НАТО и идет сотрудничество, вряд ли мы позволим себе зависеть в военно-техническом отношении от страны -- члена военно-политического блока, в который мы не входим.