|
|
N°26, 19 февраля 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Соткут прямо из воздуха
В Большом театре скоро премьера «Сильфиды»
Йохан Кобборг выпускает новую версию «Сильфиды» Августа Бурнонвиля. Образцового танцовщика датской школы, ныне работающего в Covent Garden, позвал на постановку худрук Большого балета Алексей Ратманский, сам в свое время танцевавший в Дании. Присутствовавшая до того в репертуаре версия спектакля показалась ему слишком приблизительной, стиль был стерт -- вот и пригласил он лучшую датскую звезду, чтобы тот объяснил, как все должно выглядеть на самом деле. На прошедшей в минувшие выходные презентации балета создатели спектакля Йохан Кобборг и художник Питер Фармер рассказывали о грядущей премьере.
Для Кобборга история Сильфиды (впервые появившаяся на сцене в 1832 году в версии Филиппо Тальони, а через четыре года пересказанная Августом Бурнонвилем) -- это не история девушки с крыльями, утащившей шотландца с его свадьбы. Кобборг считает, что все происходит в воображении главного героя Джеймса, что Сильфида -- это воплощение его вопросов к миру, его неудовлетворенности собой. «История Сильфиды -- о людях, их внутренней жизни, сомнениях и переживаниях, -- сказал постановщик на презентации. -- Важно показать разницу между реальным миром и миром нашего воображения».
Кобборг раскопал в библиотеке партитуру балета с пометками самого Бурнонвиля (за минувшие 170 лет ее никто не нашел просто потому, что она стояла не в том разделе) и восстановил утраченные фрагменты спектакля. Но главное -- он поработал с труппой Большого, добиваясь чистого датского стиля.
«Мы не пытаемся «продать» движения, -- сказал Кобборг. -- Все должно быть «неподчеркнуто». Если ты хорошо исполняешь Бурнонвиля, зрители думают, что это очень легко».
Работа Питера Фармера на презентации была представлена задником с суровым шотландским пейзажем и костюмами; давно наша сцена не видела работы такого отличного вкуса. Неяркие, но выпуклые цвета создавали эффект настоящей гравюры. Фармер сказал, что «забрал килты у женщин», -- хотя в балете они привычны, в реальности это только мужская одежда, и потому дамам были предложены платья. А на вопрос, из чего сотворены белоснежные юбки летучих сильфид, усмехнулся и сказал, что никаких тканей вовсе не использовал. Делал костюмы прямо из воздуха.
Предложенный в пресс-релизе перечень исполнителей главных ролей достаточно велик: сильфидами будут Анастасия Горячева, Нина Капцова, Екатерина Крысанова, Светлана Лунькина, Наталья Осипова и Марианна Рыжкина, а Джеймсами -- Андрей Болотин, Ян Годовский, Дмитрий Гуданов, Вячеслав Лопатин, Андрей Меркурьев, Сергей Филин. Но кто будет танцевать премьеру, Кобборг так и не сказал. В разговоре про составы ограничился рассуждением о том, что у разных героев должны быть разные партнерши: «Если Джеймс очень юн, то интересно, если рядом с ним очень сильная сильфида. Тогда Джеймс становится марионеткой в ее руках. А если сильфида юна и невинна, тогда хорошо, если Джеймс -- мощный, сильный мужчина, понятно, почему он приходит в восторг от нежного, хрупкого существа».
Премьерная серия (с 20 по 23 февраля) предложит нам «Сильфиду» как отдельный спектакль (как она всегда и шла раньше на нашей сцене). А уже осенью она будет идти в один вечер с «Уроком» Флеминга Флиндта -- то есть вступит в силу датская традиция.
Анна ГОРДЕЕВА