Провозглашение независимости сербским краем Косово вызвало всплеск негативных эмоций между Москвой и Тбилиси. И может сорвать
наметившийся прогресс в отношениях России и Грузии. Ведь на эту неделю запланированы переговоры в Москве по вопросам восстановления авиасообщения, прерванного полтора года назад. Затем должен состояться раунд переговоров по проблеме членства России во Всемирной торговой организации. А 21 февраля Владимир Путин собирается принять Михаила Саакашвили накануне саммита стран -- членов СНГ.
Однако теперь МИД России признал, что «провозглашение и признание независимости Косово, безусловно, придется учитывать применительно к ситуации в Абхазии и Южной Осетии». Сразу после этого президент Саакашвили посоветовал «Москве не играть с огнем» в вопросе единства Грузии. Недоволен Саакашвили и тем, что 15 февраля российский министр иностранных дел Сергей Лавров провел переговоры с президентами Абхазии и Южной Осетии -- срочно прилетевшими в Москву Сергеем Багапшем и Эдуардом Кокойты. МИД Грузии уже передал ноту протеста российскому послу в Тбилиси Вячеславу Коваленко.
Непризнанные республики Абхазия и Южная Осетия не ограничиваются переговорами, а спешно отгораживаются от Грузии масштабными экономическими проектами с участием России. Цхинвали скоро сможет получить энергетическую независимость: в строительстве газопровода из Северной Осетии в Южную стартовал второй этап. Труба в Северной Осетии готова, и начинаются работы в Южной Осетии, для чего, как рассказал "Времени новостей" премьер этой республики Юрий Морозов, "строители уже прибыли в Цхинвали".
Еще осенью 2006 года Россия приступила к обеспечению энергетической безопасности Южной Осетии, начав прокладывать 163-километровый газопровод Дзаурикау--Цхинвали. Это уникальный проект -- пожалуй, это самый высокогорный газопровод в мире: труба пройдет на высоте 3150 м над уровнем моря. Поэтому, как осторожно предположил г-н Морозов, "проект будет завершен лишь в первом квартале 2009 года".
Ежемесячные потребности Южной Осетии в газе составляют 1 млн кубометров. Сейчас непризнанная республика перекупает российский газ у Грузии по цене 311 долл. за тысячу кубометров (сама Грузия платит 230 долл.). «Прямые поставки обойдутся нам намного дешевле», -- уверен премьер Южной Осетии. Проектировала газопровод компания «Промгаз» -- дочернее предприятие «Газпрома». Ожидаемый объем финансирования строительства из бюджета России -- полмиллиарда рублей.
Эта труба вызывает в Тбилиси раздражение, как и желание другой непризнанной республики, Абхазии, поучаствовать в реализации заманчивых проектов, связанных с подготовкой зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.
Известный грузинский эксперт по Абхазии Паата Закареишвили сообщил «Времени новостей», что абхазский щебень уже начали подвозить через границу к Сочи. А министр экономики Абхазии Кристина Озган заявила «ВН»: «Сухуми готовит пакет проектов в помощь Олимпиаде-2014. Это и курортная сфера, и использование нашей транспортной инфраструктуры, и поставки стройматериалов, и размещение здесь гостей Игр. Реализация даже одного из них -- это серьезный доход для Абхазии». Называть цифры г-жа Озган не стала, так как «пока сложно сказать, что выйдет в итоге».
Руководители Грузии уже не раз заявляли, что попытки России без их согласия привлечь Абхазию к подготовке Олимпиады-2014 могут обернуться «повтором Игр-1980 в Москве», иными словами, бойкотом если не со стороны Запада, то уж точно самой Грузии.
Тем не менее возможности для компромисса есть. «Москва, Тбилиси и Сухуми могут найти общий язык в вопросе использования Адлерского аэропорта в связи с Играми. Аэропорт расположен вблизи границы, и без разрешения Грузии невозможно расширить зону его контроля и безопасности», -- полагает Паата Закареишвили. Госминистр Грузии по реинтеграции Темури Якобашвили подчеркнул в беседе с «ВН», что «Олимпиада может стать положительным явлением и для нас, и для абхазов, и для осетин, и для русских. Ее надо использовать, чтобы все получили максимальную прибыль. Запретных тем, кроме территориальной целостности Грузии, для Тбилиси нет».
Госминистр готов обсуждать с Сухуми даже отмену санкций, введенных против Абхазии главами государств СНГ 12 лет назад. Они запрещают ведение торгово-экономических сношений с этой республикой без согласия Грузии. Россия же фактически не обращает внимания на санкции.
Тбилиси ведь может рассудить и так: раз процесс экономического сотрудничества непризнанных государств с Россией нельзя остановить, то надо обратить его себе на пользу. «Снятие санкций с Абхазии стало бы хорошим импульсом для урегулирования, -- сказал «ВН» экс-премьер Грузии Тенгиз Сигуа. -- Без проектов, осуществляемых в сотрудничестве с Россией, вопросы Абхазии и Южной Осетии не сдвинуть». «Экономическая привлекательность -- это единственный путь возвращения симпатий абхазов и осетин. Играя мускулами, мы неоправданно потеряли годы», -- заметил «ВН» еще один грузинский политолог Георгий Хухашвили.
«Желают снять санкции? Открыть нам море? Так пусть действуют. А то все одни разговоры и никакой доброй воли», -- сказал «ВН» глава МИД Абхазии Сергей Шамба. Он напомнил, что 18--19 февраля в Женеве соберутся «друзья генсека ООН по Грузии» -- дипломаты России, Великобритании, Германии, США и Франции, занимающиеся абхазской проблематикой.
Пока же переговоры Тбилиси с Сухуми и Цхинвали заморожены. Это не идет на пользу Грузии, тем более что, по определению Михаила Саакашвили, провозглашение независимости Косово грозит его стране «очень серьезным штормом». Последствия косовского сценария для Абхазии и Южной Осетии становятся все более актуальными для отношений России и Грузии.