На прошлой неделе правые приняли стратегическое для себя решение -- активно бойкотировать выборы президента России-2008. До этого у них получалось только пассивно. Они просто постепенно отказывались от личного участия -- не выдвигались в кандидаты, выдвигались, а потом снимались, не собирали достаточно качественных подписей, экономили силы и деньги. Теперь, когда все пути отрезаны, все стороны достаточно перестраховались, «Союз правых сил» и «Яблоко» предложили гражданам просто не ходить на выборы. «Яблочники», чьи кандидаты участвуют в муниципальных выборах в нескольких регионах, назвали выборы фарсом и приняли позицию тех своих сторонников, которые вообще не пойдут на выборы. Объявили бойкот «пассивный». У СПС все вышло сложнее. С одной стороны, многих правых кандидат Дмитрий Медведев в глубине души устраивает, он вроде бы вполне себе либерал, и они ждут оттепели. С другой, хоть что-то надо сделать. В конечном счете правые намерены собрать подписи недовольных "фарсом и имитацией", то есть самим ходом выборной кампании. Но такая активность правых явно противоречит планам Центризбиркома, стремящегося заманить побольше избирателей на участки. Поэтому любой «активный бойкот» рискует попасть под административную, а то и уголовную ответственность. Нечеткие указания даны и жителям Иваново, где 2 марта в выборах участвует единственный региональный список СПС. Но с чего бы так волноваться в ситуации полной стабильности? Поэтому игра эта не то чтобы в одни ворота. А вообще мимо.
Окончательный, но не очень болезненный
бойкот нам, кажется, объявили и международные наблюдатели.
От наблюдения за президентскими выборами в России вслед за Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ в конце минувшей недели отказался Северный совет. Правда, все в том же Центризбиркоме полагают, что бойкота выборов со стороны западных наблюдателей нет. Но даже те, кто пока еще согласен приехать на выборы в Россию, считают, что из-за "непреодолимых трудностей" при регистрации кандидатов выборы в России "вряд ли могут быть названы справедливыми". Не слишком лестная характеристика, даже если принять во внимание чуть пошатнувшийся авторитет самих наблюдателей. В ЦИК, правда, официально намекают, что Северный совет отказался от наблюдения «за компанию». По данным избиркома, на выборах президента 2004 года не было наблюдателей ни Парламентской ассамблеи ОБСЕ, ни Северного совета, ни Шанхайской организации сотрудничества, ни Организации "Исламская конференция". И ничего, прожили как-то четыре года в условиях нарастающей стабильности. Наших чиновников, в отличие от некоторых белорусских, пускают за границу, а Россия даже в собственных глазах выросла, нарастила устрашающий потенциал.
Лояльные власти аналитики за неимением других аргументов напирают на третий путь -- мол, у нас с Западом разные подходы в оценке уровня демократии в России. У нас считают, что Россия уже демократическая страна, и предъявлять повышенные требования к наблюдению за тем, как проходят в ней выборы, -- это неправильно, противоречит ее самосознанию и посягает на суверенитет. Мол, поезжайте на Украину, там демократически избранный парламент вообще не может выйти на работу. Европейцы же почему-то считают, что Россия до сих пор не является демократической страной и за ней нужно тщательно наблюдать.
Сочувствие мы в международном сообществе, кстати, вызываем нешуточное.
Международная федерация журналистов на этой почве даже призвала руководство американской корпорации Microsoft поддержать беднейшие российские СМИ. И предоставить им право бесплатно пользоваться оригинальными лицензиями на программное обеспечения или возможность приобрести их по сниженной цене. Так как "правительство России под предлогом борьбы с пиратством начало новую кампанию для того, чтобы затушить критику в прессе", говорится в заявлении ее генсека.