Международная конференция по безопасности в Мюнхене стала привлекать пристальное внимание мирового сообщества. Тон задал год назад президент России Владимир Путин, подвергший высокопоставленное собрание в баварской столице настоящей встряске.
Тогда г-н Путин произнес, возможно, самую знаменитую речь в своей президентской карьере. Речь, которую на Западе активно сравнивали с легендарной Фултонской речью Уинстона Черчилля в 1946 году, давшей старт "холодной войне".
Год назад Владимир Путин резко обвинил Запад, в первую очередь США, в «навязывании своей системы права в экономике, политике, в гуманитарной сфере другим государствам», в стремлении сознательно ослабить роль России на мировой арене и привести человечество к хрупкому однополярному миру.
Впрочем, на сей раз от России хотя и выступал политик с репутацией "ястреба"-- первый вице-премьер Сергей Иванов, но его речь отчасти утратила глобальное значение, поскольку Запад уже знает, что это не преемник Путина.
На вчерашнем заседании,
завершавшем уже 44-ю по счету Мюнхенскую конференцию, солировали Сергей Иванов и министр обороны США Роберт Гейтс. Однако на этот раз особого спора между Москвой и Западом не произошло, хотя выступления и продемонстрировали в очередной раз глубину разногласий между Россией и ее западными партнерами. Основная же тема конференции была заявлена в самом ее тематическом названии: «Мир в хаосе -- измененные балансы сил, отсутствие стратегий?»
Сергей Иванов вчера сначала переговорил с Робертом Гейтсом в кулуарах конференции один на один. Они общались по-английски, без переводчиков. В присутствии журналистов они обменялись лишь парой дежурных фраз о коллективной ответственности в борьбе против международного терроризма.
Зато выступления обоих не разочаровали гостей конференции и освещавших ее работу журналистов. Выступление Сергея Иванова на заданную организаторами тему «Куда идет Россия?» было пронизано умиротворяющими формулировками и искрилось дружелюбием по отношению к партнерам по борьбе с терроризмом. Оратор сопровождал свои тезисы неизменной улыбкой.
Лейтмотивом стал призыв не бояться России. Первый вице-премьер подчеркнул, что страна становится богаче, ее влияние на глобальные процессы растет и будет расти. Однако при этом Россия «не представляет тем самым большей угрозы для безопасности других стран», подчеркнул докладчик. Он довел до сведения собравшихся
показатели развития страны до 2020 года, сформулированные 8 февраля президентом Владимиром Путиным на расширенном заседании Госсовета в Москве. Главное -- Россия к 2020 году должна войти в «пятерку» государств, лидирующих в мире по уровню валового внутренне Иванов, Западу не следует опасаться роста российской экономики: «Мы не стремимся скупить весь Старый Свет за свои нефтедоллары. Просто, пуская иностранных инвесторов к себе, мы объективно рассчитываем и на адекватные ответные действия». Пока же, посетовал он, соотношение накопленных взаимных инвестиций составляет один к десяти в пользу Евросоюза.
Сергей Иванов заверил, что Россия выполняет и будет выполнять все взятые на себя обязательства по поставкам энергоносителей. Первый вице-премьер напомнил, что с этой целью Россия совместно с Германией уже приступила к строительству Северо-Европейского газопровода, известного как "Северный поток". В практическую фазу вступает и
реализация проекта «Южный поток». «Мы не стремимся ни к какой энергетической экспансии, а всего лишь, используя существующие реалии, пытаемся получить максимальную экономическую выгоду», -- подчеркнул г-н Иванов.
Значительное место в выступлении российского представителя на конференции в Мюнхене занял такой важный аспект безопасности, как подготовка
нового соглашения о стратегических наступательных вооружениях (СНВ). Оно должно сменить соответствующий российско-американский договор, срок действия которого истекает в 2009 году. Новый документ должен предусматривать сокращение СНВ всеми странами, обладающими ядерным оружием: «На смену договору СНВ-1 должен прийти режим, который продолжит максимально обеспечивать предсказуемость в этой жизненно важной для всего человечества сфере». По мнению российского вице-премьера, это область международных отношений, где Россия и США не только могли бы, но и просто обязаны проявить лидерство. Позднее на пресс-конференции г-н Иванов напомнил, что Россия и США продолжают консультации не только по СНВ, но и по американской противоракетной обороне (ПРО).
Подтвердил г-н Иванов и неизменность российской позиции по проблеме статуса сербского края Косово: «Если будет объявлено о независимости Косово -- это будет прецедент, он будет нарушать международное право. Я думаю, что мы откроем «ящик Пандоры». Россия не согласна с провозглашением независимости Косово, не потому, что «русские -- большие сербы, чем они сами», а потому что «мы хотим оставаться в поле международного права и не создавать прецедент». «Если Евросоюз признает Косово, должен будет признать и Северный Кипр. Это создаст серьезную проблему», -- заявил Сергей Иванов, призвав сербов и албанцев к достижению переговорного решения. Кстати, накануне в Мюнхене выступал премьер Турции Реджеп Тайип Эрдоган, потребовавший от мирового сообщества признать независимость Турецкой Республики Северного Кипра.
Сергей Иванов не исключил, что в случае признания независимости Косово без согласия на то сербов события в мире будут развиваться "по принципу домино". Однако заверил, что "Россия не собирается на следующий день после признания независимости Косово признавать независимость Абхазии и Южной Осетии".
Не менее жесткую позицию по Косово озвучил на мюнхенской конференции по безопасности и
переизбранный 3 февраля сербский президент Борис Тадич. В выступлении на пятничном ужине он призвал к возобновлению двусторонних переговоров по будущему Косово и предостерег Евросоюз от подогревания процесса объявления односторонней независимости края. Он не назвал конкретных последствий такого шага, но предупредил, что альтернативой возобновлению переговоров станет «опасный прыжок в темное неизвестное, совершенный во времена больших глобальных турбуленций».
Тема Косово всплыла в Мюнхене и при решении важного кадрового вопроса. Вчера на конференции было объявлено о назначении 62-летнего немецкого дипломата Вольфганга Ишингера новым главой оргкомитета мюнхенских форумов. Он сменит на этом посту их бессменного организатора Хорста Тельчика, решившего сложить полномочия после десяти лет работы. Ишингер в 2007 году представлял Евросоюз на переговорах по статусу Косово под эгидой ООН.
Если Сербия уже обрела своего «нового старого» президента, то в России президентские выборы еще впереди. На вопрос, стремится ли российское руководство к формированию в российской политической жизни «китайской модели», Сергей Иванов ответил отрицательно. По его словам, Россию от Китая отличает многопартийная система: «За право быть избранным российским президентом сегодня борются четыре претендента». И, многозначительно улыбнувшись, добавил: «А не два, как в некоторых странах».
Комментируя выступление Иванова, местные обозреватели отметили его умиротворяющую тональность. Профессор политологии Боннского университета Христиан Хакке рассказал «Времени новостей», что «нынешняя речь российского представителя в Мюнхене была выстроена существенно дипломатичнее по сравнению с прошлогодним выступлением президента Путина. Небо и земля! В этом смысле российский первый вице-премьер проявил больше гибкости в диалоге с западными партнерами». «Вместе с тем в этой мягкой оболочке кроется жесткая политика России. Это показательно на примере непримиримой позиции по Косово. Ухудшаются отношения России с Евросоюзом. Россия пытается блокировать становление демократии в странах бывшего СССР и скорее склонна к сотрудничеству с авторитарными режимами», -- считает эксперт.
Что касается американца Роберта Гейтса, то глава Пентагона уделил большое внимание борьбе с терроризмом и теме Афганистана. В последние дни на всех мыслимых военно-политических уровнях Пентагон требовал увеличения численности германского контингента в Афганистане и распространения его присутствия на южные районы страны. Г-н Гейтс прибыл в Мюнхен из Вильнюса, где данную проблему поднял перед коллегами из стран -- членов НАТО.
Накануне мюнхенской конференции немцы, не желающие увеличивать контингент и посылать солдат на опасный юг Афганистана, постарались сгладить конфликт, объявив о дополнительной отправке в Гиндукуш на северо-востоке более 200 элитных солдат, которые возглавят там силы быстрого реагирования.
Похоже, что немцам удалось снять напряженность. В Мюнхене Роберт Гейтс даже не вспомнил об идее направления германских подразделений на афганский юг и неожиданно заявил в ходе дискуссии, что Германия должна продолжать свою миссию в более спокойных северных районах Афганистана: «Немцы проделывают на севере великолепную работу. Эти люди должны делать то, что они умеют лучше всего».
Тем не менее шеф Пентагона вновь озвучил свой тезис о недопустимости «двухклассового НАТО»: «В НАТО одни члены этого союза не должны располагать преимуществом принятия решений об участии лишь в стабилизирующих и гражданских операциях. Ведь тем самым они вынуждают других союзников нести непомерную ношу в боях и смертях». В ажиотаже полемики он возложил ответственность за появление афганских моджахедов на Москву: «Это советское вторжение в Афганистан создало моджахедов, которые стали противостоять войскам». Глава Пентагона при этом умолчал об ответственности самих США за финансирование и подготовку афганских талибов и «Аль-Каиды».