Госсекретарь США Кондолиза Райс и глава МИД Великобритании Дэвид Милибэнд вчера посетили с неожиданным визитом Афганистан. Прибыли они туда из Лондона, куда г-жа Райс прилетела на переговоры. В Кабуле они обсудили с президентом Хамидом Карзаем
вопросы борьбы с терроризмом и оказания афганцам международной помощи. Побывали они и в Кандагаре, где госсекретарь заявила войскам антитеррористической коалиции: «Победа в Афганистане нужна, чтобы наши города и люди не подвергались организованным отсюда нападениям».
Американскому госсекретарю не привыкать совершать внезапные поездки в горячие точки. В апреле 2006 года Кондолиза Райс с тогдашним британским коллегой Джеком Стро неожиданно прилетела в Багдад, чтобы ускорить процесс формирования правительства национального единства Ирака. Тот визит был настолько внезапным, что двум министрам не хватило спального места на борту Боинга-757, на который госсекретарь пригласила британца. Журналисты потом узнали, что Райс любезно предложила г-ну Стро собственную кровать. Британец принял предложение, а госсекретарю США пришлось спать на полу.
Если два года назад главы внешнеполитических ведомств США и Великобритании спасали политический процесс в Ираке, то вчерашний визит в Кандагар и Кабул состоялся в критический момент для западного присутствия в Афганистане. Накануне Райс и Милибэнд обсуждали афганскую проблему в Лондоне с участием премьера Гордона Брауна.
Перед этой встречей во время традиционной еженедельной получасовой сессии ответов на вопросы депутатов консерватор Патрик Мерсер потребовал от премьера дать заверения, что правительство удовлетворит просьбу генералов направить в Афганистан дополнительный батальон. Он напомнил, что британцам в провинции Гильменд нужно еще 600 десантников для удержания поселков, отвоеванных у талибов.
В ответ
Браун вынужден был признать, что «в обозримом будущем Великобритания не увеличит контингент в Афганистане». Однако он тут же возложил вину за нехватку войск в Афганистане на союзников по НАТО: «Я согласен с нашими военными в том, что наши партнеры должны более активно разделить с нами ответственность за установление мира в этой стране». Под партнерами он имел в виду прежде всего Германию и Францию, которые не хотят увеличивать свое военное присутствие в Афганистане. Численность американских военных в Афганистане составляет 15 тыс. человек, британцев -- 7800 военнослужащих. Германия держит там более 3000 военных, а Франция -- только 1300 солдат и офицеров.
Кондолиза Райс вчера заявила, что антитеррористическая операция в Афганистане стала «настоящим испытанием» для членов НАТО. Впрочем, по ее словам, "прогресс все же есть", и "Афганистан уже не такая пропащая страна, как раньше". Так, талибы уже не способны на масштабные теракты и вынуждены чаще использовать смертников.