Владимир Путин, выступая в среду на коллегии МВД, призывал правоохранителей
усилить борьбу с коррупцией. В эти же самые часы депутаты, политологи и эксперты, собравшиеся на «круглый стол», проходивший под эгидой
Общественной палаты, говорили о том, что же, собственно, такое коррупция и можно ли ее одолеть в принципе. Инициатором заседания был клуб «4 ноября», патронируемый директором Института общественного проектирования (ИнОП) и главным редактором журнала «Эксперт» Валерием Фадеевым.
Мероприятие было посвящено презентации доклада «Природа и структура коррупции в России», подготовленного ИнОП при участии социологов из Института сравнительных социальных исследований. После выступлений и прений докладчики пришли к очевидным выводам. Коррупциногенная структура пронизывает все этажи российского общества -- в докладе ИнОП говорилось о трех ее видах: «верхушечном», связанном с нечистоплотностью госчиновников, «низовом», с которым каждый из россиян сталкивается практически ежедневно (в лице инспекторов ГИБДД или сотрудников паспортных столов), и «деловом» -- в данном случае речь идет и о журналистах, подрабатывающих компроматом. Что же касается природы коррупции, то она, как заметил историк Феликс Разумовский, едва ли не идентична природе российской власти, во всяком случае мздоимцы 2000-х годов не очень сильно отличаются от своих «коллег» времен всесильного петровского временщика Александра Меншикова. «Законы о лихоимстве» были приняты задолго до нынешнего законопроекта «О борьбе с коррупцией» -- еще в царствование Александра I», -- добавил член Общественной палаты Александр Пржездомский.
Нынешние взятки отличаются лишь суммами, валютой, в которой они берутся, и «сладкими» должностями, которые можно занять благодаря нужным связям. «Пять лет назад один мой знакомый, далеко не бедный человек, искал себе занятие по душе, -- поведал адвокат Михаил Барщевский. -- «Серьезные люди» передали ему прейскурант со списком вакантных позиций, где была должность министра, несколько портфелей замминистра, пост начальника ГУВД и ряд других предложений. Как вы думаете, какой пост был дороже всего? Начальник управления капитального строительства «Газпрома»! Такая должность якобы стоила 12 млн долл., в то время как пост министра был оценен гораздо дешевле -- в 5 миллионов».
«Сейчас есть вакансии?» -- в шутку поинтересовался кто-то из участников заседания. «Вы же понимаете, что с учетом инфляции цены возросли», -- улыбаясь, ответил г-н Барщевский.
«Коррупция в России не правонарушение, а система общественных отношений», -- резюмировал Валерий Фадеев. По мнению же главы думского комитета по собственности Виктора Плексачевского, у этого явления есть три корня: несовершенное законодательство, избыточные полномочия чиновников («сочетание властных и хозяйственных полномочий -- например, полномочий по предоставлению разрешений на аренду -- это стопроцентная питательная почва для злоупотреблений») и избыточное имущество, находящееся в распоряжении госструктур, -- сейчас оно охватывает до 75% собственности.
«Совершенно понятно, что начинать борьбу с коррупцией сразу во всех органах власти бессмысленно, она обречена на провал», -- заметил г-н Барщевский. Поэтому, полагает адвокат, необходимо выбрать какое-то одно направление и очистить его от коррупции. «Что это может быть за направление?» -- задал риторический вопрос лидер «Гражданской силы» и ответил сам себе: оно должно быть максимально прозрачным, понятным и доступным всеобщему обозрению. «С моей точки зрения, это должна быть именно судебная власть», -- пояснил г-н Барщевский.
Один из сопредседателей собрания -- глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин был настроен более оптимистично. Он полагает, что российское общество в принципе готово к активизации борьбы с коррупцией. «Правда, сама по себе доработка законодательства не может решить проблему кардинально, -- заметил депутат в беседе с корреспондентом «Времени новостей». -- Безусловно, и государственная машина нуждается в совершенствовании, и гражданское общество должно сформулировать запрос на борьбу с коррупцией». Депутат подчеркнул, что законодательство -- в том числе закон «О борьбе с коррупцией», который готовится в недрах возглавляемого им комитета, -- лишь задает рамки и пределы и систематизирует возможности. «Так, действующее уголовное законодательство позволяет эффективно решать данную проблему, -- заметил г-н Плигин. -- Однако мы должны понимать, что принятие антикоррупционного закона должно учитывать и принятые Россией международные обязательства». Так что лихоимство надо выжигать каленым железом, но к опыту петровских времен, наподобие четвертования взяточников, прибегать не следует -- в Европе не поймут. Да и тот же исторический опыт свидетельствует о том, что продажное чиновничество -- это историческая константа.