Время новостей
     N°15, 04 февраля 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.02.2008
Есть ли жизнь после МЭРТа
Министерство экономического развития окружили слухами
Некогда крупнейшее в структуре российского правительства и одно из самых влиятельных ведомств -- Министерство экономического развития и торговли -- может лишиться части своих функций либо даже прекратить свое существование в течение ближайших недель. Об этом «Времени новостей» рассказали сразу несколько источников. Более того, некоторые из них называют даже конкретную дату: последний день работы министерства в его нынешнем виде наступит 18 февраля. Правда, обосновать эту дату они не смогли (выборы президента и, следовательно, отставка правительства произойдут в начале марта, а коллегия министерства по итогам 2007 года запланирована на конец марта). При этом некоторые собеседники газеты говорят о грядущих переменах как о деле уже решенном, другие же склонны считать это не более чем слухами, допуская лишь возможность частичной реорганизации.

В распространенном в конце прошлой недели сообщении агентства Прайм-ТАСС со ссылкой на "источник в правительственных кругах" говорилось о предстоящем реформировании МЭРТ, а затем и возможной ликвидации министерства без привязки к конкретной дате. В частности, сообщалось о намеченной передаче внешнеэкономических функций во вновь созданную государственную структуру, которая может напрямую подчиняться премьер-министру. В перспективе же, считает собеседник агентства, оставшиеся функции МЭРТ могут быть переданы Министерству финансов, а само ведомство будет ликвидировано.

Впрочем, даже если речь идет лишь о слухах, легко понять, что их питает. Это ведомство уже лишилось ряда функций и контроля над серьезными финансовыми потоками. При Германе Грефе оно утратило кураторство над таможней, которую переподчинили напрямую главе правительства. Кроме того, бывший премьер Михаил Фрадков не раз публично рассуждал о необходимости воссоздания Министерства торговли (которым он сам руководил до 2000 года), а следовательно, о выведении этих функций из-под МЭРТ. После ухода осенью прошлого года г-на Грефа на пост председателя Сбербанка потери министерства возросли: кураторство над всем макроэкономическим блоком получил вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин, а инвестфонд, федеральные целевые программы и даже Олимпиада в Сочи достались Минрегиону во главе с Дмитрием Козаком. Из самых значимых функций за МЭРТ остались макроэкономическое прогнозирование и внешнеэкономическая деятельность. И если верить слухам, то эти полномочия министерство тоже может утратить.

Сейчас в министерстве работают четыре профильных внешнеэкономических департамента. Это департамент торговых переговоров, который возглавляет Максим Медведков, департамент госрегулирования внешнеторговой деятельности под руководством Галины Баландиной, департамент внешнеэкономических отношений, управляемый Сергеем Чернышевым, и департамент экономического сотрудничества со странами СНГ, главой которого является Виктор Спасский. На их базе и может быть в принципе создано новое агентство, руководителем которого, как говорят, может стать глава российской делегации на переговорах по присоединению к ВТО Максим Медведков.

Косвенным подтверждением версии о скором обретении «независимости» внешнеэкономическим блоком МЭРТ является тот факт, что, по сведениям «Времени новостей», с декабря сотрудники этих департаментов получают зарплату по отдельной ведомости, а не вместе со всеми остальными.

Правда, по словам одного из источников "Времени новостей", есть и другой вариант. По нему, передавать финансовому ведомству функции МЭРТ не планируется, а на базе министерства создадут сразу три ведомства. Кроме упомянутого агентства по внешнеэкономическим связям под руководством Максима Медведкова будет организована структура на базе макроэкономического блока МЭРТ, которую возглавит нынешний профильный замминистра Андрей Белоусов. В третью структуру сольют остальные полномочия МЭРТ по курированию социально-экономических реформ, земельным и имущественным отношениям и отраслевым вопросам. Ее якобы может возглавить замминистра Александра Левицкая, три месяца назад пришедшая на работу в МЭРТ из Минздравсоцразвития. Нынешнему же министру экономического развития Эльвире Набиуллиной в случае ликвидации возглавляемого ею ведомства источники Прайм-ТАСС пророчат возвращение к прежним обязанностям: до назначения на это место она руководила экспертным советом при президентском Совете по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Впрочем, даже если все эти схемы останутся лишь досужими разговорами, МЭРТ придется пережить непростые времена, включая сильнейший кадровый голод. Так, кресла бывших заместителей министра -- Виталия Савельева, перешедшего на работу в АФК «Система» сразу после ухода г-на Грефа, и Станислава Кузнецова, на прошлой неделе вышедшего на работу в Сбербанк, -- до сих пор пустуют. Слухи о том, что вскоре министерство покинет замминистра Кирилл Андросов, уже не опровергаются: ему пророчат до сих пор остающееся вакантным кресло единственного первого заместителя председателя правления Сбербанка. На Всемирном экономическом форуме в Давосе на прошлой неделе Герман Греф заявил, что Сбербанк создает собственный институт макроэкономических исследований, который сможет работать в том числе и в интересах российского правительства. На должность директора этого института могут претендовать сразу два чиновника МЭРТ -- замминистра Андрей Белоусов и начальник сводного департамента макроэкономического прогнозирования Андрей Клепач. Уже точно известно, что в ближайшее время из МЭРТ уйдут глава департамента инвестиционной политики Светлана Ганеева (ее также сватают в Сбербанк) и глава департамента стратегии социально-экономических реформ Саид Баткибеков. Он, по сведениям источника РИА Новости, принял предложение от инвестиционной компании «Тройка Диалог», куда полгода назад перешел тогдашний заместитель Грефа Андрей Шаронов.

Однако проблема дефицита кадров все же уступает по важности проблеме дефицита информации. А именно: действительно ли государство решило демонтировать единое экономическое ведомство, или мы наблюдаем очередной всплеск аппаратной борьбы за сферы влияния.

Вера СИТНИНА