Российская экономика, набравшая в последние годы силы, а ныне достойно противостоящая «штормам» на мировых финансовых и биржевых ранках, заставляет международных инвесторов самым внимательным образом вглядываться в ее перспективы. Действующих и потенциальных инвесторов сегодня больше всего волнуют две проблемы. Первая: как чувствует себя экономика страны в условиях нестабильности на мировых рынках. Вторая: как отразятся и отразятся ли вообще на социально-экономическом развитии перестановки во власти после президентских выборов 2 марта.
Вчера на форуме «Россия», организованном инвестиционной компанией «Тройка Диалог», вице-премьер Алексей Кудрин пытался заверить инвесторов, что обе эти проблемы проблемами по большому счету не являются. Из его выступления следовало, что, во-первых, экономика страны чувствует себя уверенно, что позволит ей расти хорошими темпами и дальше. Во-вторых, перемены в российской власти произойдут без каких-либо потрясений. «Желание Путина стать премьером является очень серьезным стабилизирующим фактором», -- заявил г-н Кудрин.
«Тройка Диалог» не в первый раз проводит мероприятия, подобные форуму «Россия». Однако в этом году организаторы в хорошем смысле отличились. Вести пленарное заседание они пригласили телеведущего Владимира Познера, который чувствовал себя как рыба в воде. Модератор в лице г-на Познера -- безусловная удача организаторов форума. Порой даже казалось, что присутствуешь на записи очередной программы «Времена», которую он ведет на «Первом канале». Как и в телестудии, зал в Гостином дворе был забит до отказа. Да что там зал, в боковых проходах с трудом удавалось найти место, чтобы хотя бы стоя, но все же услышать ораторов.
Едва ли не самым ярким, по мнению многих присутствующих, оказалось выступление главы РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса. По мнению главного энергетика страны, России необходимо вести более адекватную нынешней ситуации внешнюю политику для того, чтобы активнее интегрироваться в мирохозяйственную систему. «Может быть, пора задать вопрос, сколько стоит России ее внешняя политика», -- заявил Анатолий Чубайс. Как пример, мягко говоря, не слишком теплых отношений России с западным миром он привел недавнюю историю с «изгнанием» из страны Британского совета. «Страна полностью готова к новой ужесточающейся экономической ситуации с точки зрения экономического развития, но абсолютно не готова с точки зрения понимания глубины перестройки не только внешней, но и внутренней политики», -- констатировал Анатолий Чубайс.
Впрочем, об этом говорили многие ораторы. Экс-премьер, ныне глава Института экономики переходного периода Егор Гайдар сравнил встраивающуюся в мировую политику Россию с подростком, который, когда ему что-то не нравится, начинает вести себя излишне агрессивно. Г-ну Гайдару в связи с этим нравится, как ведет внешнюю политику Китай: спокойно, избегая конфликтов. «Надеюсь, что хотя бы внешняя политика России будет похожа на китайскую», когда «через несколько лет «подросток» вырастет», сказал экс-премьер.
Рассуждения Алексея Кудрина перед инвесторами на тему внешнеполитического обеспечения социально-экономического развития страны выглядели многообещающе. Он заявил, например, что в ближайшее время будут «уточнены внешнеполитические ориентиры», которые обеспечат четкое следование Россией принятым в мире нормам и правилам. Однако позже в беседе с журналистами вице-премьер о каком-либо «уточнении» уже не говорил. «Считаю, что сегодня ошибок в политике нет. Политика стала прагматичной. И зачастую воспринимается как недружественные шаги. Но Россия защищает свои интересы», -- заявил он, напомнив известную цитату Уинстона Черчилля, согласно которой у Британии (а в данном случае, видимо, у России) нет постоянных друзей или врагов, а есть постоянные интересы.
Кудрин уверен, что
роль в глобальной экономике России, как и других развивающихся стран, будет возрастать. И это поставит сильных мира сего перед необходимостью расширять большую «восьмерку» до 13 или 14 стран. В свою очередь Международный валютный фонд будет вынужден усилить внутри себя позиции развивающихся стран, чтобы, по словам вице-премьера, «МВФ не потерял свое значение и легитимность».
О резком росте цен в прошлом году (11,9%) г-н Кудрин предпочел инвесторам не напоминать, сообщив лишь, что в ближайшие три года «мы должны выйти на режим таргетирования инфляции (
обязательное достижение плановых показателей инфляции при помощи инструментов Центробанка. --
Ред.)». Позже в кулуарах вице-премьер сказал журналистам, что программа антиинфляционных мер, которая, как ожидается, будет рассмотрена сегодня на заседании правительства, включает в себя, в частности, меры по проведению более строгой макроэкономической и денежно-кредитной политики. Среди инструментов снижения инфляции г-н Кудрин назвал также переход в среднесрочной перспективе к плавающему курсу рубля.
Похоже, все эти меры нужно было принимать, как говорится, «еще вчера». Как заявил глава «Росстата» Владимир Соколин, инфляция в январе составит 2,3--2,4%, что гораздо выше показателя первого месяца прошлого года (1,7%). Уже сейчас для многих очевидно, что и в этом году официальный прогноз роста цен (8,5%) будет превышен. Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев уверен, например, что инфляция по итогам этого года составит 12--13%. Экс-глава Минэкономразвития, ныне глава Сбербанка Герман Греф пока более сдержан. Недавно на Всемирном экономическом форуме в Давосе он заявил, что потребительские цены в России в 2008 году вырастут на 10%. Вчера на форуме экс-министр на тему инфляции не высказывался, ограничившись банковской тематикой.
По словам Анатолия Чубайса, из-за инфляции 2007 год с точки зрения макроэкономики «был далеко не блестящим». Впрочем, резкости г-н Чубайс не допустил, заявив, что ему «критиковать неудобно». «В 1996 году перед выборами я как министр финансов делал то же самое», -- признался г-н Чубайс (имея в виду, видимо, увеличение бюджетных расходов прежде всего на социальные нужды). Но «эта линия после выборов будет просто убийственной», заявил г-н Чубайс.
Глава РАО «ЕЭС» искренне восхищался стойкостью и мужеством Алексея Кудрина, которому удалось сберечь стабфонд, сохранить эту финансовую «подушку безопасности», необходимость которой все более очевидна. Анатолий Чубайс предложил «тем, кто требовал тратить деньги стабфонда, прийти к зданию Минфина, взять плакаты с надписью «Прости нас, Кудрин!» и постоять так два-три часа. Это было бы по-человечески честно». «С завистью понимаю, что если бы в 1997 году у нас был такой задел (стабфонд. --
Ред.), не было бы дефолта», -- заявил г-н Чубайс.