Бен Элтон. До последнего звонка. Перевод с англ. Аллы Балджи. -- М.: Иностранка, 2008.Романы Бена Элтона -- идеальный вариант для любителей детективных историй с пародийной начинкой. Персонажи Элтона более всего похожи на героев занимательных комиксов, у которых изо рта вылетают не фразы, а пузыри с набором букв. В прошлом Элтон подвизался комиком-эксцентриком на британском TV, потом поучаствовал в создании сценариев к мистеру Бину, написал либретто к мюзиклу по песням группы Queen и даже снял фильм по собственному роману. И чем бы этот человек-оркестр ни занимался, все потом подвергалось злобному осмеянию на страницах его романов. Так, роман «Смерть за стеклом» стал пародией на популярные реалити-шоу, «Звонок из прошлого» высмеивал ханжество американцев, поднявших хай вокруг платья Моники Левински, «Попкорн» потешался над режиссерами-постмодернистами а-ля Квентин Тарантино. Бен Элтон в каком-то смысле напоминает пародиста Максима Галкина: как видит какое-нибудь модное явление, не может не удержаться от того, чтобы вдогонку скорчить рожу.
В своем очередном романе Бен Элтон добрался наконец до Интернета, чего от него и следовало ожидать. Понаблюдав за тем, как миллионы людей исходят ностальгическими соплями на сайтах типа одноклассники.ru, писатель разродился сюжетом в духе корейского фильма «Олдбой».
У старшего инспектора Скотленд-Ярда рыжеволосого симпатяги Эда Ньюсона на столе образуется пухленькая папочка из шести нераскрытых дел -- убийств, объединенных индивидуальным почерком преступника. С одной стороны, между персонажами нет ничего общего: моряк, модель, политик, рекламный работник, подрядчик, галерист. С другой -- в том, каким образом они были «пришиты», наблюдается какой-то нелогичный инфантильный элемент: одного искололи школьным циркулем, другому перед смертью перекрасили волосы, и далее по списку в том же духе. Похоже на месть сорвавшегося с катушек подростка, непонятен только принцип отбора. Единственной зацепкой служит тот факт, что все жертвы маньяка добровольно впускали его в свои дома. Но этой детали мало, чтобы собрать все детали в пазл. Кроме того, нормальному течению следствия мешает тот факт, что работать приходится в паре с красавицей Наташей, в которую инспектор Ньюсон безнадежно влюблен.
Пытаясь как-то отвлечься от расследования, тридцатилетний детектив регистрируется на сайте поиска одноклассников и вскоре получает приглашение на встречу выпускников-86. Куда и отправляется, предвкушая романтическую вечеринку с затертыми хитами и ностальгическими беседами. На этой встрече «милых» однокашников он и обнаруживает ключ к злополучному делу о серийном убийце. Логика мысли проста: кто-то мстит своим старым обидчикам за нанесенные в детстве травмы. Поскольку сам инспектор в школьные годы натерпелся изрядно -- за цвет волос и невысокий рост, он хорошо понимает алгоритм подобного преступления (сам бы охотно придушил пару уродов).
Самое увлекательное в романе Элтона (помимо его непосредственной связи с массовым помешательством на одноклассниках.ru) -- это то, что история разворачивается одновременно в нескольких временных плоскостях, что логично для сетевого пространства. С одной стороны, читатель в «реальном» времени день за днем следит за тем, что происходит на вечеринке. С другой -- на столе уже лежат шесть трупов, что неминуемо оборачивается провалами в ямы флэшбеков. Параллельно происходит расследование: инспектор раз за разом прокручивает жизнь главных подозреваемых от школьных лет до настоящего момента. Количество замешанных в деле растет с каждым десятком страниц, а его расследование тормозится романтической интригой. Схема классического детектива разрушается: ты одновременно знаешь об убийстве, ожидаешь его и постфактум следишь за расследованием. Объединив прошедшее, настоящее и будущее, Элтон добился такого «разогрева» интриги, что первые две трети романа пожирают читателя целиком. В конце история немного притормаживает, потому как выбраться из подобного сюжета оказывается так же трудно, как выйти из Сети. С другой стороны, Бен Элтон и не пишет психологические истории, требующие точных мотиваций. В его романах финал чаще всего сводится к инфантильному и упреждающему слогану. Что-то типа: «Не заходи на сайт
одноклассники, иначе смерть».