В Италии сегодня продолжатся консультации по поиску выхода из политического кризиса. После того как 24 января сенат -- верхняя палата итальянского парламента --
вынес вотум недоверия левоцентристскому кабинету министров Романо Проди (на снимке), 82-летний президент Джорджо Наполитано должен сделать свой выбор. Он может либо объявить о проведении внеочередных парламентских выборов, либо попытаться сформировать правительство «широкой коалиции» с привлечением как левых, так и правых партий.
Во втором случае кабинет будет переходным, и его задачей станет подготовка нового избирательного закона. Согласно заявлению президентской канцелярии, консультации должны завершиться завтра. При этом уже сейчас можно исключить вариант, при котором будущее правительство снова возглавит 68-летний Романо Проди.
Недостатки избирательного законодательства стали одной из тех «мин», опасно дрейфующих в итальянской политике, на которых и подорвалось левоцентристское правительство Проди. Действующий ныне закон о выборах был принят в 2005 году. Он стал одной из последних законодательных инициатив тогдашнего правоцентристского правительства 71-летнего Сильвио Берлускони, надеявшегося извлечь из него кое-какие преимущества для себя. Закон установил пропорциональный принцип и ввел так называемую «премию большинства», то есть автоматическую прибавку парламентских мест выигравшей коалиции. Кроме того, закон лишил избирателей предусматривавшегося ранее права указать в бюллетенях фамилию предпочитаемого ими кандидата в депутаты.
Но на выборах в апреле 2006 года создалась патовая ситуация: левоцентристская коалиция Романо Проди победила только благодаря горстке голосов, механизмы закона не сработали, и результатом стало блокирование законодательной деятельности со стороны оппозиции, особенно в сенате.
Другой «блуждающей миной» является чрезмерное количество партий. В парламенте представлены группировки, набравшие чуть больше 1% голосов. К этому следует добавить крайнюю идеологическую разношерстность обеих коалиций. Если сейчас президент Италии сочтет необходимым до выборов принять новый закон, то его задачей станет сокращение числа партий путем введения процентного барьера на выборах в парламент. Но против этого выступает коалиция Сильвио Берлускони. Если же всеобщие выборы будут проведены немедленно, то задача реформирования законодательства ляжет уже на новый кабинет. Он либо сам разработает новый документ, либо проведет референдум. Сторонники и противники этого равномерно распределены по всем партиям.
Список «дрейфующих мин» не ограничивается избирательными коллизиями. По кабинету Проди нанес сильный удар коррупционный скандал, связанный с бывшим министром юстиции Клементе Мастеллой. Его «Союз демократов за Европу» входил в состав левоцентристской коалиции. Главным героем скандала стала супруга министра Сандра Лонардо Мастелла, занимающая должность председателя областного совета Кампании -- области, административным центром которой является город Неаполь. Против нее открыто уголовное дело по обвинению в коррупции и злоупотреблении властью. Расследование затронуло самого Мастеллу и 23 функционеров его партии. Этот скандал побудил министра подать в отставку, а «Союз демократов за Европу», со своей стороны, лишил Романо Проди поддержки в сенате. Для коалиции, имевшей перевес всего в два голоса, это стало смертельным ударом.
Злоключения Мастеллы переплетаются и с «помоечным скандалом» в Неаполе и во всей области Кампания. Там за последние годы при почти полном бездействии как прежних правых, так и нынешних левых правителей накопилось более 200 тыс. тонн неубранного мусора, от которого население уже задыхается. Это произошло не без попустительства властей по отношению к «каморре», неаполитанскому варианту мафии, которая здесь контролирует и уборку мусора. Романо Проди называл ситуацию в Неаполе «позором для Италии», но сумел сделать очень мало для его исправления.
Еще одной проблемой в Италии остается перманентный конфликт между аппаратом юстиции и политиками. Прокуроры постоянно подозревают политиков в коррупции, а политики обвиняют следственные органы в попытке «управлять страной с помощью наручников».
Если будущий итальянский политический ландшафт теряется в тумане, то внешнеполитические приоритеты нового кабинета можно предсказать уже сейчас. Значительных перемен не будет -- особенно в том, что касается отношений с Москвой. Италия заинтересована в хороших отношениях с Россией, являющейся главным поставщиком газа. В ноябре 2006 года, еще при Романо Проди, «Газпром» и итальянская нефтегазовая компания Eni подписали соглашение о стратегическом партнерстве. Объемы поставок газа с 2007 года будут поэтапно увеличиваться, до 3 млрд кубометров в год к 2010-му. В июне 2007 года в рамках указанного партнерства в Москве был подписан меморандум о реализации проекта «Южный поток». Его маршрут может пройти от России по дну Черного моря до Болгарии, далее через Балканы и в итоге прийти в Северную Италию. Так что при любом правительстве Рим вряд ли будет конфликтовать с Москвой -- это не позволяют экономические интересы.