Несвойственный нынешним чиновникам пессимизм продемонстрировал вчера на заседании коллегии Федерального космического агентства первый вице-премьер правительства Сергей Иванов. Правительственный
куратор навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, рекламировавший президенту, коллегам по кабинету и россиянам ее плюсы и выгодное отличие от американского аналога GPS (General Position System), неожиданно обрушился с довольно жесткой критикой на «Роскосмос» и предприятия космической отрасли. Основные претензии вице-премьера в совокупности свидетельствуют о несостоятельности российской навигационной системы, которую руководители «Роскосмоса» обещали запустить в строй в начале года.
По данным главы космического ведомства Анатолия Перминова, в декабре 2007-го буквально за несколько дней было распродано 1200 приемников спутникового сигнала, а один из приборов был даже поднесен в качестве рождественского подарка Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Однако г-н Иванов, судя по всему, считает, что подобная презентация преждевременна. «Обращаю внимание руководства «Роскосмоса» на недопустимость невыполнения поставленных задач, поскольку ГЛОНАСС относится к самым приоритетным проектам. Речь идет о персональной ответственности руководителей за развитие как отдельных компонентов
ГЛОНАСС, так и системы в целом», -- предупредил первый вице-премьер.
По мнению Сергея Иванова, основная проблема системы ГЛОНАСС -- это ее неготовность в полной мере оказывать все услуги, которые от нее ожидают власти и потенциальные потребители. «Состав орбитальной группировки не обеспечивает 100% доступности услуг на территории страны, а точностные характеристики не соответствуют современным требованиям», -- заявил он. Также оставляет желать лучшего и производственная сторона вопроса: первый вице-премьер считает, что надежность космических аппаратов, задействованных в навигационной системе, далека от идеала, и именно это является одной из причин того, что «на нашем рынке так и не появилась конкурентоспособная отечественная навигационная аппаратура». Г-н Иванов признал, что при составлении федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система», которую он сам по большому счету и курировал, были допущены «очевидные опущения», которые привели к тому, что «сегодня мы вынуждены будем вносить в программу изменения в целях безусловного доведения характеристик системы ГЛОНАСС до конкурентоспособного уровня».
В качестве куратора ГЛОНАСС г-н Иванов и ранее периодически упоминал о проблемах создающейся навигационной системы. Но до вчерашнего дня тональность его высказываний была исключительно оптимистичной.
Например, в январе 2006 года на встрече с президентом Владимир Путиным тогда еще просто вице-премьер и министр обороны Сергей Иванов рапортовал главнокомандующему, что «предложен ряд мер для того, чтобы система в национальном масштабе, с использованием всей наземной приемной аппаратуры, начала функционировать в конце 2007 года». Причем г-н Иванов особо уточнил, что имеет в виду полноценную работу системы, «уже с использованием всей наземной приемной аппаратуры». Кроме того, он обещал главе государства ускорить процесс развития ГЛОНАСС и сделать навигационную систему действительно глобальной, охватывающей территорию не только России, но и планеты, к 2009 году, на три года раньше изначального графика. В мае прошлого года г-н Иванов от этих планов не отказывался, заявляя перед заседанием Госсовета по развитию космонавтики о том, что верит в потенциал российской космической и электронной промышленности, которая «сможет, пусть и не сразу» создать индивидуальный приемник для ГЛОНАСС и тем самым
составить конкуренцию GPS-аналогам.
Возможно, Сергей Иванов искренне заявлял о возможности добиться конкурентоспособности с уже давно завоевавшей рынок навигационных услуг GPS, хотя даже ориентировочная стоимость приемника российской системы (400--500 долл.) в несколько раз превышает продажные цены зарубежных навигаторов, не говоря уже о существенной разнице в размерах. Во всяком случае конкретные сроки ввода в строй ГЛОНАСС он ставил и финансирование под реализацию проекта обосновывал. Судя по тому, что от денег ни одно из задействованных в программе предприятий не отказалось, с условиями вице-премьера все были согласны. Работать им действительно приходилось в сжатые сроки (ускорить ввод навигационной системы в строй требовал и Владимир Путин), однако жалобы на цейтнот выглядят не слишком убедительно, ведь нынешний проект, по сути, является реанимацией программы создания отечественной глобальной навигационной системы, разработанной в Научно-производственном объединении прикладной механики им. Решетнева еще в 80-е годы.
Система позиционировалась как советский ответ GPS и была рассчитана как на военных, так и на гражданских потребителей услуг навигации. Но задела, оставшегося с советских времен, хватило лишь для военных, да и то ненадолго. К декабрю 1995 года группировка задействованных в этой программе спутников насчитывала 24 единицы, однако по мере истечения ресурса все больше аппаратов отправлялось «в отставку». Замена вышедших из строя новыми велась до последнего времени довольно неспешно, и потому сейчас на орбите лишь 16 спутников с навигационными функциями. Причем последние три выводились на орбиту буквально в декабре прошлого года.
Однако даже с учетом этого отрапортовать президенту о том, что система полноценно заработала и покрывает территорию всей страны, Сергей Иванов не смог бы. Как рассказал «Времени новостей» пресс-секретарь «Роскосмоса» Александр Воробьев, «к 10 февраля, с вводом в эксплуатацию трех спутников "ГЛОНАСС-М", запущенных на орбиту 25 декабря, покрытие навигационным сигналом территории России составит 95%, а территории мира -- 83%». Но в «Роскосмосе» утверждают, что до конца года на орбиту будет выведено еще шесть навигационных спутников.
Такой результат первого вице-премьера не удовлетворил. Невыполнение поставленных перед ГЛОНАСС задач связано, по его словам, в том числе и с отсутствием нормативно-правовой базы, ведь до сих пор нет никаких официальных документов, регламентирующих «использование цифровых навигационных карт и навигационной деятельности в РФ». «Роскосмос» и основной потребитель системы -- Министерство обороны за прошлый год так и не согласовали тактико-технические требования к системе в целом и конкретно к космическому аппарату «ГЛОНАСС-К», который, как ожидается, проработает на орбите десять лет. В итоге г-н Иванов не только предупредил руководителей космической отрасли о персональной ответственности, но и дал понять, что другие перспективные проекты ведомства, в том числе и весьма дорогостоящие амбициозные программы межпланетных полетов, будут внимательно рассматриваться в правительстве на предмет их экономической целесообразности. Он заявил, что «осваивать околоземные пространства только для удовлетворения собственных амбиций» наша страна не будет. Российские космические корабли полетят, например, на Марс только в том случае, если это будет сулить «конкретные экономические выгоды», а также поможет «в решении серьезных научных задач». Первый вице-премьер призвал «форсировать процесс создания наукоемких продуктов и выработку коммерческих предложений с использованием космических технологий», чтобы «сначала не зарабатывать на вывозе на орбиту, а потом платить за услуги».
Глава «Роскосмоса» Анатолий Перминов предпочел в споры с первым вице-премьером не вступать и с критикой поспешил согласиться. Позднее он заявил, что тоже недоволен работой руководителей сразу нескольких ключевых предприятий отрасли (в том числе и головной организации по программе ГЛОНАСС -- Российским научно-исследовательским институтом космического приборостроения), однако предупредил, что у них есть время исправиться до апреля. В чем именно заключаются эти претензии, в самом РНИИ КП объяснять отказались, а в «Роскосмосе» лишь уточнили, что носят они «сугубо производственный характер».
Нежелание выносить сор из избы скорее всего объясняется тем, что «Роскосмос» намерен просить у государства дополнительные ассигнования на программу ГЛОНАСС. Удобный повод сделать это будет на одном из ближайших заседаний Совета безопасности РФ, где будут рассматриваться «Основы политики РФ в области космической деятельности на долгосрочную перспективу» (ориентировочно до 2020 года). Сумма ожидаемого запроса пока не оглашается, но уже сейчас звучат обещания в течение нескольких месяцев наладить выпуск 500 тыс. портативных (по меркам нашей космической отрасли) приборов, способных работать с навигационными спутниками системы ГЛОНАСС.