Уголовное дело Василия Алексаняна -- вице-президента ЮКОСа, бывшего главы правового управления этой компании, в прошлом одного из адвокатов Михаила Ходорковского -- в ближайшее время может быть передано в суд. Как стало известно, 15 января он и его защитники подписали протокол об окончании ознакомления с материалами дела, согласно которым
г-н Алексанян обвиняется в хищении имущества «Томскнефти» и Восточной нефтяной компании (ВНК), отмывании денежных средств, а также в уклонении от уплаты налогов. Вчера в Верховном суде адвокаты вице-президента ЮКОСа ходатайствовали об изменении ему меры пресечения в связи с наличием тяжелого заболевания. Прокуратура данный факт не отрицала, и ее представитель даже объявил, что Василий Алексанян болен СПИДом, вызвав тем самым протест адвокатов. Тем не менее обвинение не видит никаких причин для освобождения подследственного из-под стражи и помещения в специализированную клинику.
Василий Алексанян был назначен вице-президентом ЮКОСа в начале апреля 2006 года. И Генпрокуратура сразу же предъявила ему претензии, заподозрив в нем соучастника оргпреступной группы, занимавшейся хищением имущества «Томскнефти» и ВНК. Поскольку г-н Алексанян адвокат и имеет соответствующее удостоверение, то для возбуждения в отношении него уголовного дела требовалось специальное разрешение суда, которое не преминул выдать Симоновский суд. Вице-президент ЮКОСа был тут же задержан, а Басманный суд санкционировал арест. Генпрокуратура предъявила г-ну Алексаняну обвинение по трем статьям УК: присвоение или растрата чужого имущества (ст. 160), отмывание денежных средств, приобретенных в результате совершения им преступления (ст. 174-1), и уклонение от уплаты налогов с физического лица (ст. 198).
По версии обвинения, преступления были совершены еще в 1998--1999 годах, когда Василий Алексанян занимал должность начальника правового управления ЮКОСа. Он действовал в составе организованной преступной группы, в которую, как полагают следователи, входили также бывший начальник этого же подразделения Дмитрий Гололобов (находится в международном розыске), его сотрудница Светлана Бахмина (осуждена на семь лет лишения свободы Симоновским судом в конце апреля 2006 года), а также «идейный вдохновитель» всех криминальных дел, приписанных прокуратурой ЮКОСу, один из основных акционеров компании Леонид Невзлин, выдачи которого из Израиля российским властям добиться так и не удалось. Согласно материалам дела, эта ОПГ совершила хищение имущества ОАО "Томскнефть ВНК" и акций нефтеперерабатывающих предприятий, принадлежащих ОАО "Восточная нефтяная компания", на общую сумму около 12 млрд руб. Следствие считает, что Алексанян, Гололобов и Невзлин впоследствии легализовали это имущество. Кроме того, по версии следствия, ими незаконно было присвоено имущество «Томскнефти» на сумму 8,6 млрд рублей.
Василий Алексанян в качестве одного из аргументов об избрании ему более мягкой меры пресечения с самого начала называл плохое состояние своего здоровья. Тогда суд посчитал, что он вполне способен участвовать в следственных действиях, будучи в тюрьме. Однако, как рассказала его адвокат Елена Львова и как поведал в своем открытом письме сам арестант, в октябре прошлого года его заболевания приобрели критический характер. Он постоянно жаловался на высокую температуру, ежедневно державшуюся на уровне 38 градусов. Это, по словам г-на Алексаняна, мешало ему знакомиться с материалами дела. Следователь даже обратился в суд с ходатайством об отмене ареста и освобождении вице-президента ЮКОСа под залог. Но потом, как рассказала г-жа Львова, почему-то передумал и стал ходатайствовать о продлении срока содержания под стражей своего подследственного, с чем суд согласился. Этот срок истекает 2 марта, и до этого дня, как ожидается, дело Василия Алексаняна будет передано в суд. Хотя сам он уже не надеется дожить до суда.
Вчера в Верховном суде адвокат Елена Львова в очередной раз ходатайствовала об изменении меры пресечения, ссылаясь на болезнь ее подзащитного. А прокурор Владимир Хомутовский неожиданно пояснил, что защита представила дополнения к своей жалобе, в которых «с 12-й страницы речь ведется о заболевании Алексаняна СПИДом». Адвокат настаивает на помещении его в специализированную клинику. Как сообщила г-жа Львова, Европейский суд по правам человека трижды (один раз в октябре и дважды в декабре прошлого года) издавал специальные постановления, в которых настаивал на необходимости предоставления г-ну Алексаняну медпомощи и переводе из тюремной больницы «Матросской Тишины», но указания Евросуда до сих пор игнорируются. Адвокат отказывается комментировать наличие у ее подзащитного СПИДа, но утверждает, что у него серьезные симптомы туберкулеза и он практически полностью ослеп, так что следователи даже вынуждены вслух зачитывать ему материалы дела. «Помощь Алексаняну не оказывается, лечение никакое не проводится, -- отметила г-жа Львова. -- 21 декабря у него были взяты анализы крови, биопсии и мокроты, однако результатов по ним до сих пор нет. Также Алексаняну не проводится химиотерапия».
Вчера Верховный суд перенес заседание по рассмотрению жалобы на продление сроков ареста на 22 января, поскольку судьям нужно время, чтобы ознакомиться с представленными адвокатом дополнениями. «Надеюсь, неделю я еще проживу», -- сказал Василий Алексанян, который участвовал в заседании суда посредством видеотрансляции из «Матросской Тишины».
А директор ФСИН Юрий Калинин вчера заявил, что «врачи СИЗО №1 готовы оказать обвиняемому Алексаняну всю необходимую помощь, однако он отказывается от нее, требуя госпитализации в другое медучреждение -- вне СИЗО». Г-н Калинин не подтвердил наличие у г-на Алексаняна СПИДа, сославшись на врачебную тайну, но сообщил при этом, что в местах лишения свободы в настоящее время находятся 39 тыс. ВИЧ-инфицированных: «Они содержатся совместно с другими осужденными и арестованными. Подчеркну также, что они поступают к нам уже с ВИЧ-инфекцией».