В канун Нового года Минобрнауки обнародовало список учебников, которые 1 сентября «поступят на вооружение» российских школ. В перечень вошло 1104 пособия,
рекомендованных экспертами и допущенных к использованию, сообщил в среду директор департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Игорь Реморенко. «Перечни учебников сформированы по результатам экспертизы, которая проводится прежде всего Российской академией наук и Российской академией образования», -- пояснил г-н Реморенко, подчеркнув, что экспертное заключение основывается не на частном мнении отдельных специалистов, а на консолидированной позиции ведущих научных организаций России.
Как рассказал «Времени новостей» член общественного совета при Минобрнауки, ректор Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, в планах министерства расширение круга экспертов. Планируется привлечь представителей педагогического сообщества, представителей школ, прежде всего из регионов.
В этот раз
экспертиза велась по нескольким направлениям: учебники проверяли на предмет соответствия современным научным представлениям, государственному образовательному стандарту и «возрастным и психологическим особенностям учащихся». Отбор, по словам Игоря Реморенко, был строгим: эксперты РАН и РАО «завернули» 23% пособий. Директор Института российской истории РАН и зампредседателя экспертного совета по учебной литературе Андрей Сахаров сообщил, что из 711 учебников, переданных на рассмотрение экспертам Академии наук, было утверждено 573. Президент Академии образования Николай Никаноров добавил, что экспертизу РАО не прошло 89 учебных пособий из 680.
Г-н Сахаров посетовал на то, что в учебниках была замечена «масса ошибок и нелепостей», попавших на страницы пособий по вине «научных редакторов издательств и самих издательств». Поэтому и спрос с издателей должен быть более серьезным. Об ужесточении требований, предъявляемых к качеству учебников, говорили и руководители Минобрнауки -- министр Андрей Фурсенко и его заместитель Исаак Калина. «Необходимо, чтобы издатели понимали, что есть система требований и за невыполнение этих требований надо нести ответственность», -- строго заметил г-н Фурсенко. Г-н Калина в свою очередь заверил, что министерство не будет пока «отсекать издательства, к которым нет серьезных претензий со стороны правоохранительных органов». Однако чиновник предупредил, что в дальнейшем ведомство не будет сотрудничать с издательствами, которые «выпускают литературу, не соответствующую научным, педагогическим и филологическим требованиям».
«Те результаты, которые мы представили в Минобрнауки, являются достаточно взвешенными, объективными и в целом улучшают качество учебников», -- считает Андрей Сахаров. Заметим, что в числе прочего положительную экспертную оценку получил учебник «История России. 1945--2007» под редакцией Александра Филиппова. Напомним, что это пособие было создано на основе «Книги для учителя», которая, в свою очередь, вызвала не самые одобрительные отзывы не только педагогов, но и правозащитников. Г-на Филиппова упрекали едва ли не в попытке оправдать сталинские репрессии. Правда, у экспертов РАН также возникли существенные замечания к учебнику, после чего, по словам г-на Сахарова, недочеты были «учтены и исправлены авторским коллективом». «Надо сказать, что из учебника убрали откровенные позитивные оценки оправдания мобилизации сил, репрессий и других проявлений тоталитаризма, -- замечает член общественного совета при Минобрнауки Александр Адамский. -- Но некоторые вещи, которые вызывали недоумение, там остались».
Руководство министерства со своей стороны заверило, что филипповский учебник -- всего лишь одно из двадцати пособий по отечественной истории, включенных в список рекомендованных. Так что российским школам есть из чего выбирать. «Главное -- не потерять многообразия, -- настаивает г-н Адамский. -- Необходимо, чтобы был выбор, а не один учебник по одному предмету на всю страну». О том, что Минобрнауки оставит в неприкосновенности принцип вариативности, говорил и Игорь Ремаренко. «Учебники из федеральных перечней выбирает образовательное учреждение», -- заявил директор департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования.