Глава «Интерроса» Владимир Потанин в минувшую пятницу объявил об отказе
выкупать блокирующий пакет акций ГМК «Норильский никель» у своего бывшего партнера Михаила Прохорова. Спустя считанные часы эти акции достались Объединенной компании РУСАЛ. Так произошла крупнейшая в России сделка 2007 года, которая завершила информационную войну вокруг судьбы главного актива г-на Прохорова ценой почти полтора десятка миллиардов долларов.
Как известно,
гг. Потанин и Прохоров в начале этого года решили разделить совместный многомиллиардный бизнес. Самым главным активом партнеров является «Норильский никель» -- крупнейший в мире производитель палладия и никеля. По официальным данным, г-н Прохоров владеет 28,2% акций компании, а г-н Потанин -- 25,3% акций. Кроме того, 8% акций принадлежит их
совместному фонду «КМ Инвест». В начале года бывшие партнеры объявили, что контроль над этой компанией в итоге достанется г-ну Потанину.
Планы поменялись летом, говорили различные источники, когда серьезный интерес к «Норильскому никелю»
проявил основной совладелец РУСАЛа Олег Дерипаска -- после осознания того, что его объединенная компания (создана в результате слияния активов РУСАЛа, СУАЛа и глиноземных активов швейцарского трейдера Glencore, в которой холдингу Олега Дерипаски En+ принадлежит 66% акций, акционерам СУАЛа -- 22%, а Glencore --12%) рискует потерять лидерство на мировом рынке алюминия. Причиной тому стало объединение в октябре крупных мировых алюминиевых компаний -- австралийско-британской Rio Tinto и канадской Alcan (входит в тройку мировых производителей алюминия) -- и создание нового мирового лидера по добыче алюминия Rio Tinto Alcan.
В итоге г-н Прохоров предложил свой пакет не только г-ну Потанину,
но и РУСАЛу. Однако предложения оказались разными. Г-ну Потанину он направил оферту на выкуп у него пакета 25% плюс одна акция «Норникеля» за 15,7 млрд долл. с условием, что сделка должна быть оплачена только денежными средствами. Для акцепта оферты было отведено 30 дней -- до 21 декабря. Параллельно г-н Прохоров заключил сделку с РУСАЛом, которая должна состояться в случае отказа г-на Потанина. Алюминиевой компании он предложил 29% плюс одна акция «Норникеля», которые должны быть оплачены 11% акций РУСАЛа и деньгами. По данным источника «Времени новостей», знакомого с ситуацией, в сделке с РУСАЛом 25% плюс одна акция «Норникеля» оценены в 12,7 млрд долларов.
Понятно, что покупать с наценкой г-н Потанин не хотел. В то же время на рынке стала появляться информация о том, что ему не удастся собрать 15,7 млрд долл. в силу кризиса ликвидности и небольшого срока оферты. Поэтому, как заявил в минувшую пятницу гендиректор «Интерроса» Андрей Клишас, г-н Потанин и не стремился собрать такие средства. «В качестве реальной оферты мы это предложение не рассматривали, соответственно реагировать на него не будем, -- сказал он. -- Неужели вы думаете, что публичная компания, как «Норникель» (как актив г-на Потанина. --
Ред.), не смогла бы собрать нужной суммы? За то, чтобы дать денег «Интерросу», очередь стоит из банков». По его словам, оферта, которую «Интерросу» направляла группа «Онэксим», просто не позволяла холдинговой компании четко объяснить банкам условия сделки. В то же время он добавил, что у «Интерроса» есть некие «юридические позиции в отношении» принадлежащих г-ну Прохорову акций «Норникеля». «Мы эти претензии систематизируем, формализуем, а в дальнейшем будем решать, воспользоваться ли нам ими», -- сказал он.
РУСАЛ же в минувшую пятницу объявил о том, что приступает к созданию нового лидера в металлургии.
«Мы намерены создать первую в России диверсифицированную горно-металлургическую компанию глобального масштаба, -- говорит гендиректор РУСАЛа Александр Булыгин. -- Наша компания войдет в число пяти крупнейших мировых металлургических гигантов, обеспечивая рост стоимости для акционеров и усиление международного авторитета России как мощной промышленной державы. Эта сделка продиктована логикой развития мировой горно-металлургической промышленности, и мы рассчитываем, что акционеры «Норникеля», менеджмент и сотрудники поддержат создание нового мирового лидера». Завершить сделку РУСАЛ намерен в первом квартале 2008 года.
Компания также сообщила, что уже получила гарантии от ABN Amro, BNP Paribas, Credit Suisse и Merrill Lynch о предоставлении кредита для оплаты денежной составляющей сделки. По некоторым данным, синдикация кредита на 4,5 млрд долл. была начата 19 декабря. Намерен ли РУСАЛ выкупить долю г-на Потанина в «Норникеле», в компании г-на Дерипаски не говорят. Но в ближайшее время ждать этого не стоит, ведь для реализации этой идеи РУСАЛу придется значительно потратиться: помимо того, что придется заплатить главе «Интерроса», необходимо будет сделать обязательную оферту миноритариям «Норникеля» (их доля в капитале компании превышает 38%). По мнению экспертов, г-ну Дерипаске сейчас такие средства просто не найти. Да и вряд ли у него есть такая цель. По словам же г-на Клишаса, г-н Потанин пока не собирается продавать свой пакет в «Норникеле» и не вел переговоров с РУСАЛом по этому поводу. Правда, если РУСАЛ обратится к «Интерросу» с подобным предложением, подчеркнул г-н Клишас, холдинг будет обсуждать эту тему.
Впрочем, ранее г-н Потанин говорил, что видит смысл в объединении усилий «Норникеля» и РУСАЛа: «Такая комбинация была бы очень интересна. Большая компания будет иметь более серьезные возможности для финансирования своих проектов. У нее будет большой потенциал для дальнейших транснациональных слияний и поглощений». По его мнению, чем дороже компания, тем больше будет у ее российских акционеров пространства для маневра в области приобретений за рубежом: их доля даже при крупных сделках будет оставаться контрольной, что соответствует нынешней государственной политике. Г-н Клишас же в минувшую пятницу по этому поводу сказал так: «Существует на рынке позиция, что от такого слияния будет синергетический эффект. Вы знаете, что вопрос всегда в цене. Если слияние происходит по выгодной цене, это выгодно всем».
Федеральная антимонопольная служба в пятницу уже получила ходатайство РУСАЛа о приобретении блокпакета «Норникеля», сообщил Интерфаксу начальник профильного управления ФАС Алексей Ульянов. Но ведомство пока не определило, будет ли запрашивать у РУСАЛа дополнительную информацию или примет решение в установленный законом тридцатидневный срок. Ранее ФАС заявляла, что планирует выставить жесткие поведенческие требования покупателю блокпакета «Норникеля» (при создании объединенной компании РУСАЛ весной 2007 года путем слияния активов «Русского алюминия», СУАЛа и Glencore служба обязала в течение 20 лет согласовывать с ней любое снижение объема, а также качества выпускаемой продукции). Для покупки блокпакета «Норникеля» РУСАЛу необходимо заручиться согласием регулирующих органов еще семи стран.
Несмотря на то что рынок ожидал объявления о продаже блокпакета «Норникеля» РУСАЛу, инвесторам такая ситуация не понравилась: акции компании в РТС упали на 5%. Правда, к закрытию торгов произошла коррекция, и котировки выросли на 0,9% по сравнению с итогами предыдущего дня.