|
|
N°237, 25 декабря 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сегодня рано, завтра будет поздно
Музыка в 2007 году: на распутье
Вспоминая уходящий год в масскульте, как-то не хочется «анализировать» «Фабрику» с ее итогами, а тем более перемывать косточки Земфире и «Мумий Троллю» или гадать, когда же еще раз приедет Мадонна? Потому что как ни крути, ну каких вы ожидали итогов от «Фабрики»? Что из тамошних партисипантов сложится новый Radiohead? И зачем это мы, музжурналисты, привязались к априори шедевральным творениям Главной певицы и Главной группы? Говорено же нам не единожды на многочисленных форумах и жж-баталиях: Зема и Тролли -- вне критики, а кто о них скажет хоть что, тот есть алчный латентный гомосек (злобная лесби) с тяжелой наркотической зависимостью, а в компанию к злобным попасть не очень хочется, согласитесь. Известно, что поклонники иных артистов любят не столько музыку, сколько свою любовь к этой музыке. Ну что ж, бывает. Они так самоидентифицируются. «Я не двоечник Вася, я панк». Это нормально, все это проходили. На таком, в общем-то, масскульт держится. А то если вдруг все фанатеющие примутся мозгами шевелить -- это ж ни от какого масскульта ничего не останется.
Насчет самых ожидаемых концертов тоже незачем гадать. У нас же все выступали, кто только можно. Надо будет -- привезут всех остальных. А молитвы и заклинания лучше приберечь на случай засухи или наводнения. Давайте посмотрим на что-то более маргинальное.
Бизнес
В сфере рекорд-бизнеса основная тенденция у нас -- появление некоторого количества компаний, торгующих легальным контентом. То есть дающих скачивать музыку за деньги. В разных вариантах -- с защитой от перезаписи (DRM -- digital right management), без... Менеджеры новообразованных компаний гоняются за всем, от попсы галимой до аудиокниг. При этом, по оценкам знающих людей (то есть тех, кто этим всем занимается, потому что больше никто ничего не знает), скачиваются обычно только топовые, горячие позиции. Все остальное качают ни шатко ни валко, и приносит это сущие копейки
По статистике, основной «скач» легальной музыки за нормальные деньги идет из США и Японии (понятно, что и репертуар их интересует в основном тот, что раскручен на этих территориях, а уж никак не советская эстрада какая-нибудь). Остальной мир пользуется старыми добрыми пиринговыми системами, качают из блогов, куда щедрые люди заливают, всякие Rapidshare и тому подобное. Возникают даже некие клубы справедливых халявщиков: количество того, что ты можешь скачать, зависит от того (в некой пропорции), сколько сам выложил.
Тем не менее все больше и больше народу хочет участвовать в этом бизнесе. Даже у нас. Вкладывают деньги, столбят участки. Будет скорее всего как с ранним интернет-бумом -- большинство обанкоротится, немногие оставшиеся счастливчики поделят весь рынок навсегда.
Знающие люди говорят, что пока что-либо в сегменте платного распространения музыки предпринимать рано, по крайней мере у нас в стране. Нет никакого законодательства на этот счет. Оптимисты говорят, что «завтра будет поздно» -- а ну как примут законы? Знающие циничные люди говорят, что платный даунлоуд сейчас это вот что: зарегистрировать компанию в офшорной зоне, нелегально поторговать ворованным контентом по бросовой цене, потом закрыться. И концы в воду. Потом зарегистрироваться в другом офшоре. И так далее до бесконечности.
По моему мнению, и «опытный путь» это подтверждает, у нас даже на рынке легальных носителей есть целые незанятые сегменты. Узкие, но есть.
Стиль
Год прошел под знаком, извините за выражение, «эмо». Конечно, стиль этот не в уходящем году открыли, этой мании уж пару лет (судя по одежде и макияжу подростков на улице). Но именно в 2007 качественная и глянцевая пресса узрела в этом тенденцию. А раз пресса сказала -- тенденция, значит, так оно и есть. Эмо -- стиль, образовавшийся в США в начале 80-х. «Эмо» -- эмоциональный, надрывный панк -- в отличие от панка глумливого и скоростного. И от дурашливого поп-панка. Возродился в конце первого десятилетия нашего века в виде групп Fall out Boy, My Chemical Romance и тому подобного.
Термин «эмо» стал как бы соусом, под которым публика, клубы и пресса съедят что угодно. Волшебное слово, реально. Я помню, пару лет назад волшебным словосочетанием было «джем-бенд». А совсем недавно всех очаровывал т.н. «пост-рок». Достойные продуктивные стили, перед которыми у эмо есть одно колоссальное преимущество: эмо предложил специфический юмор, ставший практически новым фольклором («плачь всегда и везде», «посетителям концертов эмо-групп категорически запрещается резать вены. Виновных удалят»).
Концерты
Вот что заметно: идет некое движение, обмен между клубами-жанрами-концертными залами. Те, кого раньше можно было видеть в дорогих концертных залах -- перекочевывают в рок-клубы. Те, кто собирал стадионы, выступают в клубах (это про Мерилина Менсона и Placebo, чтоб не быть голословным). То есть площадка сейчас -- это чистая условность. Не иначе, спонсорская доля в концерте теперь совсем огромна, настолько, что о прибыли и собираемости можно вообще не заботится. Еще одна тенденция -- чуть ли не еженедельное выступление какой-нибудь молодой и подающей надежды рок-группы из Британии или США. Кажется, о тамошней молодой сцене мы знаем лучше, чем тамошние жители. Джазмены в рок-клубах -- тоже не редкость (Арчи Шепп в «Б1», Эрик Трюффаз там же, группа Blood, Sweat and Tears, легенда джаз-рока, выступала в «Апельсине»). Что это все значит -- перестали ходить «на клуб», стали ходить «на имя»?
Наверное, хорошо, если так.
Потому что с именами все тоже более чем в порядке. Чего хочется и нам всем пожелать в новом году, чья последняя цифра приятно напоминает вставший на дыбы знак бесконечности.
Александр БЕЛЯЕВ