|
|
N°240, 28 декабря 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Попадание в десятку
Лучшие зарубежные фильмы отечественного кинопроката-2007
По традиции список лучших иностранных лент отечественного кинопроката составляют фильмы, появившиеся на наших экранах с января по декабрь (без учета разовых фестивальных показов и фильмов, сразу вышедших на DVD), так что нет ничего удивительного в том, что нынешняя десятка почти наполовину состоит из картин, датированных прошлым годом. Куда более удивителен, пожалуй, собственно список -- в прошлом году десятка была поименована «самой субъективной и спорной за долгие годы», однако нынешние фавориты оставляют с носом даже и ее. Многие фильмы, названные в этот раз лучшими, ни под каким видом не попали бы в любой другой пул подобного рода, и даже между собой сравнивать их довольно странно (что может быть общего у социальной драмы времен тоталитаризма, романтического фэнтези и тинейджерской комедии), и все-таки есть ощущение, что уходящий год запомнится и останется в анналах именно благодаря всем им. Рейтинг составлен без мест -- фильмы в списке расположены в хронологическом порядке их выхода на российский экран.
«Клуб Shortbus» (США, 2006, Джон Кэмерон Митчелл). Мало кем замеченный, но на самом деле отменный фильм про посетителей подпольного нью-йоркского клуба, где можно воплотить в жизнь свои самые смелые сексуальные фантазии… или хотя бы поговорить о них. Или просто подумать. Несмотря на некоторое количество объективно порнографических сцен, кино запоминается не только эпатажными соитиями («все оргазмы в фильме -- настоящие», утверждал режиссер), но и тщательно выписанными характерами, настроением и отличной музыкой.
«Престиж» (США--Великобритания, 2006, Кристофер Нолан). Завораживающее кино по роману Кристофера Приста о противостоянии двух фокусников (Кристиан Бэйл и Хью Джекман) в Лондоне конца XIX века. Увлекательный триллер на экзотической основе, с невероятными хитросплетениями сюжета и взрывной развязкой -- и вместе с тем глубокая драма о столкновении двух принципиально разных взглядов на искусство иллюзии, да и на всю жизнь в целом. И даже присутствие Скарлетт Йохансен (которой все-таки в современном кино чуть больше, чем следовало бы) не портит общей картины. Величественной и пробирающей до глубины души.
«Призрачный гонщик» (США, 2007, Марк Стивен Джонсон). Фильм-комикс про мотоциклиста-трюкача (Николас Кейдж -- кто бы мог подумать, что фильм с его участием окажется в десятке лидеров), который заключил пакт с дьяволом и начал превращаться в мятущегося супергероя с огненным черепом вместо головы. Изумительная в своей глупости и одновременно крутизне вещь, дистиллированная радость для любого индивидуума, которому когда-то было четырнадцать и который в этом возрасте слушал тяжелый рок.
«Типа крутые легавые» (Великобритания, 2007, Эдгар Райт). История о полицейском сержанте (Саймон Пегг), которого перевели из центра в маленький городок, населенный более чем странными персонажами. На самом деле нечто невообразимое: редкий, практически уникальный случай, когда на фильме не просто смеешься, но без перерыва хохочешь, воешь и даже хрюкаешь от восторга. Шуток высшего сорта здесь больше, чем во всех остальных комедиях года вместе взятых, а настоящего, неподдельного экшна -- чем во всех боевиках. Блеск! Да и как еще можно оценить фильм, главные герои которого за венец человеческого творения признают вторую серию «Плохих парней» и фильм «На гребне волны»?
«Звездная пыль» (США--Великобритания, 2007, Мэтью Вон). Экранизация отличной книги Нила Геймана, немногим уступающая оригиналу. Приключения паренька Тристана (Чарли Кокс), который отправился в волшебную страну за упавшей звездой, а на месте обнаружил, что звезда-то на самом деле -- прекрасная девушка (Клер Дейнс), радуют всем -- и спецэффектами, и блистательным тонким юмором, и не вполне сказочной пикантностью иных моментов. Но самое главное -- это Роберт Де Ниро в роли воздушного пирата капитана Шекспира. Когда он, облаченный в женское платье, исполняет канкан с помощью одних только лицевых мышц, перестаешь жалеть о том, что нынешний год обошелся без очередной серии «Знакомства с родителями». Поклонники денировской мимики и так получили впечатлений на целый сезон вперед.
«SuperПерцы» (США, 2007, Грег Моттола). Временами возмутительно-неприличная картина о приключениях старшеклассников, которые стремятся потерять невинность на выпускной вечеринке и пытаются приобрести спиртное по поддельным водительским правам, выписанным на фамилию Мактрахер. Вроде бы такому фильму место не в рейтинге лучших за год, а на свалке, но не все так просто. Ибо снят он под чутким руководством Джадда Апатова -- новой звезды американской комедии, создателя «Сорокалетнего девственника» и «Немножко беременной» (последний фильм тоже был у нас прокате в этом году и тоже очень хорош). Поэтому пубертатная жеребятина оборачивается здесь если и не высоким искусством, то уж точно первоклассной и очень смешной комедией с моралью и нежностью.
«Пристрели их» (США, 2007, Майкл Дэвис). Убийца экстра-класса мистер Смит (Клайв Оуэн), способный отправить человека на тот свет с помощью обыкновенной морковки, защищает проститутку с золотым сердцем (Моника Белуччи) и грудного младенца от целой армии киллеров. Именины сердца для всех, кто соскучился по отчаянной стрельбе, которая в мало-мальски вразумительном виде не доносилась с экрана уже очень давно. Завиральная, лихая, бестолковая, но при этом весьма саркастическая картина, которая никак не может определиться с собственной жанровой принадлежностью (боевик, комедия, а может, и вовсе мелодрама?), но от того не становится менее замечательной.
«4 месяца, 3 недели и 2 дня» (Румыния, 2007, Кристиан Мунджиу). До просмотра казалось, что обладатель последней «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля -- очередной гомункулус, взращенной воротилами кинопроцесса специально для того, чтобы разбавить общую картину очередной этнической модой. Но к тому моменту, как фильм кончится и в абсолютной тишине по экрану пойдут титры, становится ясно -- душераздирающая драма о девушках, решившихся во времена правления Чаушеску на подпольный аборт, не фестивальная спекуляция, а самое настоящее, большое и значительное кино. Депрессивное донельзя и, в общем, не вызывающее, как ожидаешь, катарсиса, но подлинное.
«Параноид Парк» (США, 2007, Гас Ван Сент). Четвертый подряд фильм Ван Сента, который попадает в список лучших фильмов едва ли не автоматически. Вроде бы почти все, как в «Джерри», «Слоне» или «Последних днях», -- тот же ритм, небольшое количество событий, разлитая в воздухе меланхолия и постоянное ощущение бессмысленности и бренности всего сущего. Снова совсем молодые герои, не знающие, что им делать со своей жизнью (и смертью). И все равно опять почти что шедевр. Даже если Ван Сент будет все время теперь снимать практически одинаково, кинематограф от этого только выиграет.
«Гангстер» (США, 2007, Ридли Скотт). Основанная на реальных событиях сага о противостоянии криминального авторитета Фрэнка Лукаса (Дензел Вашингтон), руководящего наркотрафиком в Нью-Йорке 70-х годов, и пугающе честного полицейского Ричи Робертса (Рассел Кроу). Изумительно снятый, нервно-паралитический по внутреннему напряжению и безупречно сыгранный фильм. На ум приходит разве что до невозможности затертое выражение «теперь так не делают», но ведь и правда, не делают. Трудно поверить, но «Гангстер» оставляет позади даже такой вроде бы незыблемый эталон подобного рода кино, как «Схватка» Майкла Манна, а Вашингтон и Кроу запросто переигрывают Роберта Де Ниро и Аль Пачино.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ