Под занавес
налоговой амнистии, действовать которой осталось менее двух недель, государство вдруг озаботилось популяризацией этого мероприятия, поручив трем имиджевым фигурам провести своеобразную «пиар-кампанию». Вчера глава Счетной палаты Сергей Степашин, заместитель министра финансов Сергей Шаталов и заместитель генерального прокурора Александр Буксман оптимистично предрекли российской амнистии повторение судьбы казахского эксперимента. Там большая часть амнистируемых пришла декларировать доходы в последние три дня действия амнистия. Однако россияне столь слабо осведомлены о возможности получить налоговую индульгенцию, что запоздало прозвучавший в последние дни декабря призыв чиновников заполнить декларацию может быть уже не услышан.
По данным на 1 декабря, в стране легализовано 611 млн руб. Упрощенный порядок декларирования доходов физическими лицами, называемый в обществе «налоговой амнистией», был введен 1 марта нынешнего года и продлится до 1 января 2008 года. Легализовать можно доходы, полученные до 2006 года, с которых ранее не был уплачен подоходный налог. Гражданин может самостоятельно определить сумму дохода, с которого ранее не были уплачены налоги и страховые взносы во внебюджетные фонды. И с этой суммы заплатить декларационный платеж по ставке, равной подоходному налогу, то есть 13%. К налоговикам идти не нужно, декларационный платеж можно перечислить на специальный счет в любом банке.
Все девять месяцев с момента объявления налоговой амнистии за идеологическую поддержку кампании не отвечало ни одно ведомство, хотя при грамотной реализации кампания по амнистированию доходов могла бы стать мощнейшим козырем в руках власти перед выборами, наглядно показав уровень нынешнего доверия граждан к государству. Ни федеральные, ни региональные власти долгое время не считали нужным заботиться о популяризации амнистии. Зато вчера у налоговой амнистии появилось сразу три серьезных спикера, выдавших публике в качестве «экспромта» несколько пафосных заявлений.
По словам Сергея Степашина, в России пора создавать современную налоговую культуру, дать людям понять, что их налоговые обязанности -- это благосостояние всего государства, а чем оно (государство) богаче, тем лучше. «Нужно встряхнуть общество, привыкшее видеть в государстве если не негодяя, то скупердяя»,-- образно заявил он. «Собранные пока 611 млн руб. -- цифра небольшая, но дело здесь не в деньгах, а дело в принципе», -- пояснил г-н Степашин. Другого шанса попасть под налоговую амнистию государство может и не предоставить, -- предупредил глава Счетной палаты.
Сергей Шаталов также не поскупился на зрительные образы. "Мы очень рассчитываем на то, что к концу года все, кто считает, что играть в рулетку не стоит, что лучше спокойная жизнь и жизнь с чистого листа, предоставленной возможностью воспользуются в полном объеме", -- заявил он. «Предложенные условия помогут забыть о скелетах в шкафу и о старых грехах», -- резюмировал заместитель министра финансов, добавив, что ни о каких новых планах по ужесточению правил контроля за доходами физических лиц речи в Минфине не идет.
«Чтобы на местах с реализацией налоговой амнистии не было перекосов, мы направили письма, разъясняющие, что государство гарантировало строгую конфиденциальность сведений, подаваемых гражданами о своих доходах», -- заявил в свою очередь замгенпрокурора Александр Буксман, уверяя, что по гражданам, чьи имена «засвечены» в налоговой амнистии, не будет проводиться никаких действий на предмет выяснения источников доходов. Если человек имеет неурегулированную налоговую задолженность, уплата налогов в рамках амнистии должна вести к закрытию уголовных дел и прекращению проверок. По словам г-на Буксмана, пока жалоб на отказ в прекращении уголовных дел в связи с уплаченным декларационным платежом не поступало.
Для того чтобы итоги амнистии выглядели убедительными, а граждане массово задекларировали свои доходы, приняв «правила игры», заявленные государством, объявить об амнистии было мало. Граждан надо уговаривать и убеждать. Чиновники попытались наверстать упущенное чуть ли не в самые последние дни, пытаясь подобрать для этого правильные слова. Другое дело, что рассчитывать на массовый приток декларантов к концу декабря можно было в том случае, если эти правильные слова транслировались бы регулярно с самого начала кампании. Как это делало в свое время Министерство по налогам и сборам, запуская ролик «заплати налоги и спи спокойно».
Не совсем удачный слоган тем не менее делал свое дело: за два дня до окончания декларационной кампании люди, утомленные напоминаниями о налоговых обязательствах, обеспокоенно начинали штурмовать инспекции. Но о налоговой амнистии, по данным ВЦИОМ, не слышали ничего 58% россиян, 36% -- что-то слышали и лишь 6% полностью в курсе дела.