Время новостей
     N°228, 12 декабря 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.12.2007
Родовая метка
В Великобритании предлагают фиксировать в документах "пробирочное" происхождение ребенка
Каждый человек должен знать своих биологических родителей -- в этом убеждены британские парламентарии, методично продвигающие соответствующие законодательные инициативы. Очередной их шаг -- поправка к закону об искусственном оплодотворении, обязывающая делать в свидетельстве о рождении ребенка пометку, указывающую на способ зачатия. Родителей, пытающихся скрыть происхождение ребенка, авторы документа предлагают наказывать крупными штрафами либо тюремным заключением сроком до двух лет. Пока законопроект находится на рассмотрении высшей палаты британского парламента, палаты лордов, сообщает Lenta.ru. Перспективы этой инициативы пока представляются туманными, однако стоит отметить, что в последнее время английское законодательство уже несколько раз менялось, последовательно расширяя доступ граждан к информации о своем биологическом происхождении.

Еще в 2004 году министерство здравоохранения Великобритании запустило программу UK DonorLink, в рамках которой все доноры генетического материала могли зарегистрироваться, а дети «из пробирки» -- получить информацию о своем биологическом родителе, а также о братьях и сестрах. Согласно правилам программы, доступ к этим данным могут получить только граждане, достигшие 18-летнего возраста. За год успешной работы нашли друг друга десятки пар генетических братьев и сестер. Интересно, что искать хромосомных родственников пытались люди вполне зрелые, в возрасте от 40 до 50 лет. Но британские власти сочли, что добровольный принцип предоставления донорской информации все же не позволяет огромному числу британцев получить ответ на вопрос: «Who am I?» Поэтому в апреле 2005 года был принят закон об отмене анонимности доноров спермы, тут же ставший скандальным. Тогда на улицы городов Англии и Северной Ирландии вышли толпы мужчин, протестующих против снятия секретности с лабораторных архивов. Большинство из них объясняли свое нежелание знакомиться с потомством возможными финансовыми претензиями. Детей, к слову, могло оказаться неестественно много: британские медики открыто поясняли, что часто одну порцию донорского материала приходится делить между десятком бесплодных пар. Если представить, что все дети, зачатые в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), захотели бы познакомиться с близкими родственниками, то размер «бедствия» трудно было бы представить. Ведь по статистике в год примерно 1100 английских родителей обращаются к донорскому банку биологических материалов.

Все это привело к настоящему кризису донорства. Так, после принятия закона в Северной Ирландии не осталось ни одного официально зарегистрированного донора, а в Англии смельчаков оказалось всего 200. Английские законодатели уже заявили, что отдают себе отчет в том, что своим новым законопроектом только усугубляют и без того тяжелую ситуацию с донорами. Кто же захочет сдавать сперму, когда через пару лет любой социальный работник или директор школы сможет разыскать биологического отца и спросить его, например, о том, как он учился в начальной школе. Если пометка о способе зачатия будет стоять в личном деле ребенка, такая ситуация не исключена. Но законодатели считают это временными трудностями. Новая поправка, по их мнению, принципиально изменит состав доноров. Вместо студентов колледжей, желающих заработать на выпивку, в генетические банки придут взрослые сознательные граждане, искренне желающие помочь своим соотечественникам завести детей.

Британский совет по лечению бесплодия, инициировавший новую поправку и выступающий против всякой анонимности, настаивает на том, что знание о привычках, манерах и внешнем виде своего биологического отца поможет больше узнать о себе. Впрочем, решающими стали другие аргументы: в последние годы медики находят все новые подтверждения того, что целый ряд болезней имеет под собой генетическую основу, и, следовательно, при их лечении может потребоваться изучение медицинских карт представителей предыдущих поколений.

Несмотря на огромный дефицит качественных доноров, многие развитые страны уже пошли по английскому пути. Например, каждый гражданин Швеции может получить информацию о том, каким образом он был зачат и кто его родители. Такой же закон уже несколько лет действует в Новой Зеландии, с той лишь поправкой, что доноры, сдававшие сперму до принятия закона, могут добровольно зарегистрироваться. Государство гарантирует им, что информация будет предоставляться потомкам только при медицинской необходимости. Самый яркий пример -- открытый банк донорской спермы в Калифорнии, где никогда не скрывали имена доноров от детей. По утверждению сотрудников этого банка, ни один из юных американцев, обратившихся за сведениями о донорах, способствовавших их появлению на свет, не намеревался вступать в контакт с биологическими родителями.

Из европейских стран медицинскую тайну ЭКО свято чтят только в Дании и в России. Типовой договор, который заключают с мужчиной в нашей стране, предусматривает, что он никогда не будет появляться в жизни своих будущих детей. В хранилище порции замороженной спермы должны пробыть не менее шести месяцев до того, как будут применены. За этот период успевают проявиться все скрытые вирусы, в том числе ВИЧ. По данным российской медицинской статистики, донорами у нас становятся мужчины женатые, ведущие регулярную половую жизнь, непьющие и некурящие, не принимающие лекарства и наркотики. Как правило, врачи предпочитают в качестве доноров мужчин, уже имеющих одного или двух детей.

Галина ПАПЕРНАЯ