В Туркмении наступила череда праздников. Вчера страна отмечала День нейтралитета -- 12 лет назад Генассамблея ООН одобрила принятие Туркменией статуса нейтрального государства. 10 декабря в Ашхабаде состоялось торжественное открытие регионального Центра ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии. На церемонию съехались высокие гости -- заместитель генсека ООН по политическим вопросам Линн Паско, генсек ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо, президент Таджикистана Эмомали Рахмон. Ждали и президента Объединенных Арабских Эмиратов шейха Халифу, но тот не приехал. Россию представлял первый заместитель министра иностранных дел Андрей Денисов.
В Ашхабаде к открытию ооновского центра подготовились основательно -- даже памятные монеты отчеканили. Золотые и серебряные, высокой пробы, достоинством 1000 манат (по официальному курсу это меньше 20 центов США, а по курсу черного рынка -- меньше 5 центов) в количестве 250 штук. Изготовленные британским Королевским монетным двором, монеты эти, хоть и небольшого номинала, но не для простых граждан, а для VIP-персон. На лицевой их стороне памятная для туркмен картина: президент
Гурбангулы Бердымухамедов выступает с трибуны Генассамблеи ООН. А на аверсе монеты изображено рукопожатие г-на Бердымухамедова с генсеком ООН Пан Ги Муном. Поводом для выпуска монет было знаменательное событие -- председательство Туркмении на одном из заседаний 62-й сессии Генассамблеи ООН. В Ашхабаде очень гордятся тем, что на нынешней сессии заместителем ее председателя по квоте от азиатского региона избран представитель Туркмении. Подобная «дежурная честь» уже выпадала однажды Ашхабаду во времена Туркменбаши. Сейчас, как, впрочем, и тогда, туркменская пропаганда со всей серьезностью подает внутри страны это событие как свидетельство особого уважения, которым пользуется в мире Туркмения и ее руководитель.
Туркменские газеты обильно цитируют напутствия и поздравления, полученные туркменским руководством по случаю открытия Центра ООН. Среди них послание председателя 62-й сессии Генассамблеи ООН Срджана Керима, выразившего надежду, что центру удастся «сыграть активную роль в предупреждении конфликтов через содействие государствам региона в строительстве демократических институтов, развитии гражданского общества и уважении прав человека».
На эту же тему выступила в конце прошлой недели помощник госсекретаря США по делам демократии и прав человека Эрика Баркс-Рагглс. Правда, было это не в Ашхабаде, а в Вашингтоне, и туркменская пресса не стала об этом рассказывать. Представительница госдепа подробно остановилась на американо-туркменских отношениях, отметив положительные изменения в стремлении Ашхабада открыть страну внешнему миру, ставшие следствием прихода к власти год назад нового президента. «Я думаю, что нужно продолжать движение вперед», -- заявила г-жа Баркс-Рагглс и призвала пересмотреть итоги закрытых судебных дел, снять ограничения на выезд из страны, ослабить контроль за прессой: «Много заключенных в тюрьмах, если им предъявлены обвинения, то их нужно пересмотреть через открытые суды, а если невиновны -- отпустить».
Среди тех, кого, очевидно, имеет в виду помощник госсекретаря США, десятки заключенных по так называемому
делу о «покушении» на Туркменбаши 25 ноября 2002 года. Уже пять лет ничего неизвестно об их судьбе и сколько из них живыми остаются в тюрьмах. Есть информация, что восемь человек скончались за эти годы. К ним не допускают родственников, адвокатов, международных наблюдателей. Лишь однажды, осенью этого года, президент Бердымухамедов, отвечая на вопрос, заданный ему в Колумбийском университете в Нью-Йорке, живы ли бывшие министры иностранных дел Туркмении Батыр Бердыев и Борис Шихмурадов, сказал:
«Думаю, что люди, о которых вы говорите, живы».
Тогда же Бердымухамедов утверждал, что амнистии в Туркмении проводятся к праздникам, которых в этой стране много. Однако с тех пор была проведена всего лишь одна амнистия. Надежды многих семей дождаться возвращения своих близких, связанные с отмечаемым в октябре Днем независимости и нынешним Днем нейтралитета, оказались напрасными.
«Мы продолжаем обращать внимание на тех, у кого запрет на выезд из страны, так как верим, что свобода передвижения -- фундаментальное право человека», -- сказала американский дипломат после серии встреч в Ашхабаде с чиновниками и гражданскими активистами. В Вашингтоне полагают, что Туркмении «не помешали бы неправительственные организации и свободная пресса». «Здесь множество впечатляющих гражданских организаций, талантливые, очень патриотичные туркменистанцы, -- делилась своими впечатлениями Эрика Баркс-Рагглс. -- Мы верим, что их регистрация стала бы впечатляющим достижением».
На днях в Ашхабаде был издан красочный альбом, повествующий о «размахе и динамике» проводимой Бердымухамедовым внешней политики. Свидетельством этого «размаха» стало принятое вчера ниязовским преемником приглашение принять участие в намеченном на апрель 2008 года очередном заседании Совета Евроатлантического партнерства, переданное Бердымухамедову спецпредставителем генсека НАТО в странах Центральной Азии и на Кавказе Робертом Симмонсом. Не исключено, что это событие подвигнет Ашхабад на выпуск новых туркменских монет. А пока у властей другие заботы -- не забыть бы в череде предстоящих новогодних увеселений, которые сам туркменский президент велел отмечать в течение трех недель, отметить 21 декабря День памяти Туркменбаши. Этот вопрос будет рассмотрен на ближайшем заседании правительства.