Сильный и популярный премьер при менее авторитетном президенте -- не приведет ли такая расстановка сил к двоевластию и медленному дрейфу России в сторону парламентской республики? Предложение потенциального президента Дмитрия Медведева призвать на пост премьер-министра нынешнего главу государства Владимира Путина прокомментировали корреспонденту «Времени новостей» Наталье РОЖКОВОЙ российские политологи.«В России следует бояться не двоевластия, а единовластия»Глеб ПАВЛОВСКИЙ, глава Фонда эффективной политики:-- Идет президентская кампания,
Медведев уже фактически ведущий кандидат в президенты. Избиратели ждут от Медведева важного предложения: что они получат за свои голоса? Ответ кандидата:
получите Путина во главе исполнительной власти. Таким образом электорат, а в большинстве своем это электорат Путина, в чем все убедились 2 декабря, получает главное. Все остальное, что скажет Медведев, будет гарниром. И, делая это заявление, Медведев не очень рискует, потому он просил Путина только о потенциальном, гипотетическом согласии. А такое согласие нынешний президент, кстати говоря, уже дал на съезде «Единой России» 1 октября. Я думаю, что Путин отреагирует на это заявление, сохраняя за собой свободу действий. Между прочим, свое предложение Медведев очень интересно аргументирует: приоритетом сохранения команды. А команда -- это не только администрация президента, но и верхушка политического класса страны: губернаторы, главы заксобраний, высшее чиновничество. Это определенный месседж молодому поколению, символом которого стал Путин. А сама модель, если она реализуется после 7 мая 2008 года (дата инаугурации третьего президента РФ. --
Ред.), имеет свои плюсы и минусы. Она уникальна, нельзя сравнивать ее с другими ситуациями в прошлом. Если бы Путин просто назначил себе преемника и пошел к нему в премьеры, он оказался бы в его власти. Но Путин перед этим провел выборы и стал лидером крупнейшей политической партии, теперь это его личный инструмент, позволяющий контролировать и Думу, и законодательные собрания в большинстве регионов. В такой ситуации премьеру возвращаются все его конституционные полномочия. Не следует забывать, что премьер является главой исполнительной власти, а Путин будет еще и опираться на Думу. Не следует также забывать, что он может представлять страну в международных отношениях. Возможности низвергнуть Путина из премьеров нет -- ведь его утверждает Госдума, а ее роспуск ведет к выборам и новой победе «Единой России». Это застрахованная ситуация. Нет речи о приобретении новых полномочий премьером -- он просто вернет себе положенные ему полномочия, а президент сохранит все без исключения свои. Ведь до сих пор у нас просто было президентство с сильно смещенным центром, оно фактически поглотило правительство. Если бы в 93-м или 95-м партия премьера победила бы на выборах, то Ельцин не смог бы его себе подчинить, и мы бы имели сильного премьера, который и заложен в нашей Конституции. Потому что такой баланс сил заложен в Конституции и защищает от раскола исполнительской вертикали на две группы, что, собственно, и является двоевластием. Вообще, двоевластия в этой ситуации бояться не следует, в России следует скорее бояться единовластия.
«Мы скорее удалились от парламентской республики, чем приблизились к ней»Михаил ВИНОГРАДОВ, глава Центра политической конъюнктуры России:-- Я думаю, нужно дождаться сначала реакции самого Владимир Путина -- у него достаточно времени, чтобы отреагировать на эту инициативу. Если исходить из того, что он согласится стать премьером, возможны несколько сценариев. Первый: центр власти переходит к правительству, и Путин оказывается в роли вице-президента. Второй: это часть схемы передачи власти Медведеву. Путин на посту премьера и секретаря Совета безопасности обеспечивает ему политическую поддержу на какое-то время. И третий сценарий: возвращение Путина с поста премьера на должность главы государства. Технически это будет довольно легко сделать, подождав четыре года или даже проведя досрочные выборы президента.
Пока же мы увидели, что тема Путина, активно звучавшая на парламентских выборах, будет звучать и на президентских. Пока вопрос в том, какой дальше будет конфигурация и получим ли мы реальное усиление правительства -- для этого в принципе не нужно менять Конституцию. А Владимир Путин еще осенью говорил, что не будет нарушать не только букву, но и дух Конституции, поэтому нужно осторожно относиться к любым идеям, связанным с фактической передачей властных полномочий от президента премьеру. Однако могут последовать какие-то символические шаги, например, перенос президентской резиденции из Кремля куда-то еще, то есть освобождение Кремля от функции носителя власти. Может также произойти усиление политических партий, которые пока в роли статистов наблюдают за процессом, не выдвигая своих кандидатур. Хотя в целом мне кажется, что последние события нас скорее удалили от реализации сценария республики парламентского большинства, чем приблизили к нему.
«Мы являемся свидетелями очередного затуманивания мозгов»Валерий ХОМЯКОВ, генеральный директор Совета по национальной стратегии:-- Я думаю, мы являемся свидетелями очередного затуманивания мозгов. Видимо, Владимиру Путину не хочется быть "хромой уткой", и в этой ситуации Медведев с подачи Путина посылает сигнал элитам, что нынешний президент останется у власти. Таким образом, Путин остается влиятельным человеком до окончания срока президентских полномочий. В том, что Путин действительно станет премьером, я лично сомневаюсь. Премьер -- это второе лицо в государстве, а первое лицо никогда потом не бывает вторым. Роль Владимира Путина после 7 мая неясна: да, он будет влиятельным человеком, но вся полнота власти перейдет к новому президенту. И мне кажутся ошибочными все расчеты отдельных представителей элиты, что, дескать, ладно, изберем этого президентом, все равно Владимир Владимирович один будет все решать. Люди очень здорово меняются, на этом прокололись многие представители ельцинской элиты, выдвигавшие Путина, в том числе Борис Березовский. А к парламентской республике мы никогда не перейдем, это нас погубит, и думаю, Путин осознает опасность двоевластия «президент -- премьер». Кроме того, переход к парламентской республике требует серьезных изменений, и, пойдя по этому пути, мы попадем в ту ситуацию, в которой сейчас находится Украина.
«В Кремле считают, что Россия готова к любой схеме»Сергей МИХЕЕВ, заместитель гендиректора Центра политтехнологий:-- Это заявление было сделано, только чтобы внести ясность в ситуацию. Потому что вопросы «а где же будет Путин?» и «кто преемник?» уже всех замучили. Чтобы не вносить нестабильность и сумятицу в элитные среды и умы граждан, решено наконец озвучить эту схему полностью. Схема эта в любом случае будет завязана на Путина. В нынешней ситуации реализация проекта «премьер Путин при президенте Медведеве» может привести к реальному двоевластию, когда непонятно, кто будет главным в стране. Если законодательно оформлять это, нужно превращать страну из президентской республики в парламентскую. Но неясно, готова ли Россия к такой схеме. Хотя мне кажется, в Кремле считают, что Россия готова к любой схеме. Кроме того, не совсем понятно, зачем все это было бы нужно Путину. Если он хочет после мартовских выборов опять вернуться в президентское кресло, тогда ему не нужна никакая парламентская республика. Если он решил пожизненно сделаться премьером, сделав президента фигурой номинальной, то опять же не факт, что это хорошо для России. Кроме того, вся эта ситуация говорит о некоторой неуверенности: они, с одной стороны, выдвигают Медведева в президенты, а с другой, оставляют большое количество рычагов влияния на него. Однако все это не обязательно хитроумный план, как водить всех за нос, а просто там каждые пять минут все планы пересматриваются буквально на коленке.
«Не забывайте, что в стране есть еще и население»
Игорь МИНТУСОВ, председатель совета директоров «Никколо М»:-- Есть ощущение, что это заявление согласовано с президентом. В таком случае сценарий этот очень вероятен. Разумеется, только в том случае, если Дмитрий Медведев будет избран президентом -- не надо забывать, что еще население существует в стране, которое имеет право голоса. Однако здесь очень много факторов неопределенности, и главный из них -- будет ли парламентское большинство в Думе менять Конституцию. Если нет, то де-юре все это никак не приведет к ослаблению президентской власти, поскольку де-юре у нас республика президентская. Что касается ситуации де-факто, то политический капитал будущего президента изначально более слабый, чем у Путина, который был главой государства восемь лет. И на первых порах более опытный премьер-министр может оказывать не столь опытному президенту своеобразную поддержку, чтобы тот в дальнейшем смог контролировать ситуацию. Это обеспечит преемственность курса, которая в свою очередь связана с тем, что Россия сделала ставку на энергетическое стратегическое направление развития.
Также хочу отметить: мы всегда исходим из того, что на эти вопросы есть ответы в голове у президента и его команды. А я думаю, что на целый ряд вопросов и у них ответа нет. Это политический процесс, который зависит от слишком большого числа факторов.
«Идет мобилизация путинского электората в пользу преемника»Дмитрий БАДОВСКИЙ, заместитель директора Института социальных систем:-- Принципиально ситуация не изменилась: вариант с премьерством Путина как был одним из возможных, так им и остался. Я бы рассматривал это заявление Медведева как начало избирательной кампании, которая призвана мобилизовать в пользу преемника электорат путинского большинства. Избирателям в прямой форме сообщили, что в тандеме с Медведевым нынешний президент может фактически остаться у власти. Это дополнительный сигнал: надо проголосовать за Медведева, тогда все будет хорошо. Также в этом заявлении есть скрытый момент, связанный с необходимостью профилактики подводных течений в элитах. После выдвижения Медведева уже начались перестановки -- кто куда пойдет, кто куда сядет, какие посты займет. Теперь кандидат отсылает элитам сигнал о том, что все будет как прежде, стабильно и, может быть, даже с непосредственным участием Путина, поэтому избирательная кампания должна пройти спокойно, без того, чтобы где-то искрило. А как в последнее время искрило, мы на некоторых примерах могли убедиться. Заявленный сценарий может быть реализован, а может и не быть. Вот соберется Госдума на первое заседание: если мы увидим какие-то признаки реформирования ее структуры, формирование новой структуры аппарата, укрупнение комитетов, отстройки системы под новые задачи, возможно, под правительство парламентского большинства -- это будут уже не слова, а реальная подготовка к новому сценарию. Но может быть и так, что в мае Путин выйдет и скажет: «Если очень нужно, я останусь, но если вы справитесь без меня -- еще лучше». И это будет означать, что стабильность системы не зависит от одного человека.