После внеочередного
повышения цен на туркменский газ Москва пытается форсировать работу над новым газотранспортным проектом, который должен лишить смысла разговоры об альтернативных маршрутах экспорта среднеазиатского газа в Европу. Вчера на совещании с членами кабинета министров Владимир Путин сообщил, что «вышло распоряжение правительства по нашей совместной работе с туркменскими партнерами -- по строительству Прикаспийского трубопровода». Курирующий эту работу вице-премьер Сергей Нарышкин подтвердил готовность российской стороны к подписанию «соглашения между правительствами трех стран по сотрудничеству в области строительства» новой трубы.
Но Владимир Путин тут же намекнул, что
затянувшийся процесс нужно активизировать. «Вы знаете, что в ближайшее время (на следующей неделе. --
Ред.) планируется рабочий визит президента Казахстана в Россию, -- сказал он. -- Попросил бы вас вместе с казахстанскими коллегами и вместе с туркменскими партнерами подумать о том, как использовать этот визит и сделать дополнительный шаг вперед в реализации этого проекта». Впрочем, Ашхабад и Астана пока не заявляли о своей готовности поставить подписи под новым документом, который, согласно первоначальным договоренностям лидеров трех стран, должны были подготовить еще в начале сентября.
Как известно, после смерти Туркменбаши Сапармурата Ниязова идея заполучить гарантии поставок туркменского газа в обход России завладела умами чиновников Евросоюза и американских политиков. Однако мощный ход в мае этого года удался Владимиру Путину. В ходе первого рабочего визита в Туркмению он вместе с новым президентом Гурбангулы Бердымухамедовым и лидером Казахстана Нурсултаном Назарбаевым провозгласил проект строительства Прикаспийского газопровода -- новой экспортной трубы в сторону России. Впрочем, публичный резонанс был явно сильнее реального содержания договоренностей.
Большой газопровод вдоль Каспийского моря (параллельно существующей трассе Средняя Азия -- Центр-3 с небольшими объемами прокачки) был одной из главных идей фикс г-на Ниязова, который хотел большей независимости от соседнего Узбекистана. И «Газпром» постоянно говорил об изучении проекта, но до дела никогда не доходило -- гарантий загрузки дополнительными объемами газа со стороны Ашхабада труба так и не получила. Более того, туркменские власти не разглашают информацию о результатах международного аудита запасов, прикрываясь полуофициальными заверениями об огромных запасах газа на шельфе Каспия. Однако дальше разговоров дело не идет: территориальные споры с Азербайджаном и непримиримая позиция по разработке шельфа со стороны Тегерана делают полномасштабные разведочные и добычные проекты в туркменском секторе как минимум проблематичными. И уж точно не сулящими быстрой отдачи в виде существенных объемов извлекаемого газа.
Кроме того, непонятны принципы долгосрочного сотрудничества с Туркменией, которая успешно и регулярно пересматривает цены даже в рамках жестких контрактов, угрожая прекратить поставки или, как совсем недавно, договориться с европейцами о строительстве трубы в обход России.
Затягивание работы по подготовке рамочного межправительственного соглашения -- лишнее подтверждение того, что у Прикаспийской трубы пока нет содержания. По словам г-на Нарышкина, в соглашении определены уполномоченные организации сторон, а также общие вопросы разработки ТЭО проекта. Из этой же серии совершенно нереален срок начала проекта -- вторая половина 2008 года. Но с политической точки зрения, очевидно, и сама бумага, и дата старта очень важны, чтобы у авторов альтернативных проектов было ощущение отставания.
«Нафтогаз Украины» сообщил, что в рамках достигнутых в Москве в начале декабря договоренностей «Газпром» согласился увеличить в 2008 году обязательства по транзиту газа по территории Украины. По сообщению компании, российский монополист и трейдер RosUkrEnergo прокачают по трубам «Нафтогаза» на 3,4% (3,7 млрд кубометров) больше по сравнению с плановым значением на 2007 год (110 млрд кубометров). Тем временем минпромэнерго Украины раскрыло структуру цены на импортный газ в 2008 году, которая установлена на уровне 179,5 долл. за тысячу кубометров. Как сообщается в материалах ведомства, средняя цена на туркменский природный газ для «Газпром экспорта» по итогам следующего года составит 140 долл. за тысячу кубометров на туркменской границе, комиссия при продаже газа компанией «Газпром экспорт» трейдеру RosUkrEnergo -- 2,8 долл. за тысячу кубометров, или 2% от цены. Итоговая цена газа также включает затраты в размере 36,7 долл. на тысячу кубометров на транспортировку центральноазиатского природного газа, в том числе узбекского и казахстанского, до украинской границы по маршруту усредненной протяженностью 2,36 тыс. км. Размер маржи RUE министерство не раскрывает, но, по-видимому, она заложена в транспортные затраты. В текущем году, по данным посредника, компания зарабатывает 2--3 долл. с тысячи кубометров среднеазиатского газа, проданного Украине.
ИНТЕРФАКС, «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»