«Газпром» согласился сохранить однолетние контракты с российскими промышленниками
По мере завершения договорной кампании «Газпрома» выясняется, что система долгосрочных контрактов не станет повсеместной практикой на российском рынке. Часть потребителей отстояла право заключать договоры на один год. Как сообщила Федеральная антимонопольная служба, в конце ноября по поручению правительства она провела совещание, по итогам которого «Газпром» внес корректировки в условия проектов договоров поставки газа, заключаемых газоснабжающими организациями с некоторыми промышленными потребителями. В ФАС говорят, что вмешаться в процесс заключения контрактов им пришлось в связи с многочисленными жалобами потребителей на весьма жесткие условия, которые им навязывает поставщик газа.
В «Межрегионгазе», который продает газпромовское сырье на российском рынке, отказались комментировать сообщение ФАС. Источники «Времени новостей» утверждают, что после совещания и встречи с заместителем главы службы Анатолием Голомолзиным генеральный директор «Межрегионгаза» Кирилл Селезнев согласился сгладить претензии ряда потребителей и заключить с ними однолетние контракты без новой системы штрафов за недобор и перебор газа.
Как уже неоднократно писала газета «Время новостей», правительство поручило с 2008 года перейти в сфере поставок газа на долгосрочные отношения. Сначала газовый монополист вел переговоры с РАО «ЕЭС России» как основным клиентом (около 35% продаж). Именно энергетикам нужны были долгосрочные контракты, чтобы гарантировать газоснабжение новых объектов. Поэтому «Газпром» вел переговоры с позиции силы и отстоял в типовом договоре почти все свои интересы, включая трехкратные штрафы при недоборе или переборе газа. РАО согласилось и обязало подписать контракты свои дочерние генерирующие компании (правда, многие из них до сих пор сопротивляются).
Затем «Межрегионгаз» взял типовой договор с энергетиками, выкинул уступки, сделанные электроэнергетикам, и направил его остальным промышленным потребителям. Крупные металлургические и химические компании подписали договоры, так как их потребности достаточно легко спрогнозировать и гарантии им важнее возможностей гибкого подхода. Но некоторые и средние, которым сложно просчитать необходимые объемы на долгосрочной основе, начали писать письма с жалобами в правительство, ФАС и ФСТ.
«Изменения, которые мы предлагаем внести в договоры, зафиксированы в проколе совещания, которое провела ФАС, -- заявил «Времени новостей» начальник управления ФАС по контролю и надзору в ТЭК Александр Пироженко. -- Этот протокол нужен для того, чтобы, с одной стороны, потребители четко понимали, что у них есть право выбора -- заключать договор можно и на других условиях, а с другой -- поставщики понимали, что нельзя навязывать условия, так как есть последствия за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства о газоснабжении».
В частности, изменения предоставляют потребителю возможность выбора. Если они не согласны подписать долгосрочный контракт на условиях поставщика, а снять разногласия не удается, то тогда договор на поставку газа продлевается на следующий год на прежних условиях (только цена увеличивается согласно решению тарифного органа). Кроме того, по соглашению сторон договоры поставки газа могут содержать условие о возможности корректировки определенных договором объемов газа в течение года (или месяца) на следующий год (месяц) с учетом коридора отбора газа, учитывающего технологические особенности режимов потребления газа. То есть, к примеру, сахарный завод, работающий несколько месяцев в году, не обязан платить за него в течение всех 12 месяцев. При заключении договоров поставки газа поставщики вправе предлагать и обосновывать, но не навязывать условия авансовых платежей за газ. При отсутствии соглашения по этому вопросу стороны должны исходить из императивных норм. Полная оплата поставленного газа должна производиться после подписания акта об объеме переданного газа.
Впрочем, сами договоры еще не подписаны. А значит, говорить о том, что рекомендации ФАС обязательно будут учтены, рано. «Газпром» по праву сильного часто игнорирует решения антимонопольного органа.
Кроме того, следует отметить, что основная масса генерирующих компаний (около 40% внутренних поставок «Газпрома») подписали с концерном длинные контракты только на «лимитный» газ. А по дополнительным объемам стороны так и не смогли снять разногласия и будут решать их в процессе, либо путем переговоров, либо в суде. К тому же чиновники профильных ведомств не согласовали изменения в действующие нормативные акты, которые необходимо внести в связи с переходом на систему долгосрочных контрактов. Все это говорит, что процесс газоснабжения в следующем году будет сопровождаться многочисленными конфликтами и судебными разбирательствами. И заработает ли нормально новая системы отношений между монополией и потребителями, большой вопрос.