В симфонии под названием
"Выборы российского парламента" приближается завершающий аккорд -- распределение мандатов, в ходе которого будет определено, кто же все-таки займет вожделенное (а для губернаторов и президента, шедших по спискам "Единой России", наоборот, ненужное) думское кресло. В этом году при распределении мандатов ЦИК впервые опробует в действии методику привязки партийного списка к регионам.
Напомним, что согласно обновленному закону «О выборах» число мандатов для каждой региональной группы зависит от того, сколько голосов избирателей получила партия в соответствующем субъекте федерации. По мысли законодателей, эта норма должна была побудить партийцев к более активной работе на местах и одновременно отчасти компенсировать ликвидированный институт одномандатников.
В связи с этим результаты голосования в отдельных регионах стали особенно актуальны. Большинство голосов во всех без исключения городах и весях досталось «Единой России». Однако ее триумф не везде был одинаково безоговорочным. Убедительнее всего победа единороссов, как всегда, оказалась на Северном Кавказе, где традиционно принято голосовать за начальство. В Дагестане за партию власти проголосовало 89%, в Карачаево-Черкесии -- 92%, в Кабардино-Балкарии -- 96%, в Ингушетии -- 98%, а в Чечне все 99% населения. Немногим хуже были результаты в Татарстане (до 85%) и Республике Тува (89%).
Такие "стахановские" результаты вызывают понятные ассоциации с итогами выборов при советской власти, но «медведей» они не смущают. «Такая специфика, не вижу в этом ничего предосудительного», -- заявил вчера в эфире Службы русских новостей председатель центрального исполкома «Единой России» Андрей Воробьев. Позже он объяснил корреспонденту «Времени новостей», что «небольшим регионам было важно обеспечить своего представителя в парламенте, и это вело к консолидации общественного мнения».
Зато невзлюбили «медведей» жители Приморья, отдавшие им на юге края лишь 51% своих голосов. Самый низкий по стране процент (не считая Москвы и Петербурга, где уровень поддержки партии власти едва превысил 50%) в Воронеже и Ненецком автономном округе, где единороссов поддержало только 48% проголосовавших, в Приморском и Алтайском краях (54%).
Скорее всего Кремль сделает соответствующие оргвыводы в регионах, где за «Единую Россию» голосовали не слишком активно. Первая ласточка такой послевыборной чистки уже появилась: в отставку ушел Владимир Перешеин, мэр удмуртского города Глазова, в котором единороссам отдал предпочтение лишь 41% жителей. В этой связи может быть под особым углом зрения рассмотрен тот факт, что в Москве, возглавляемой сопредседателем высшего совета «Единой России» Юрием Лужковым, лишь 54% электората отдали единороссам свои сердца и бюллетени. Еще хуже обстоят дела в Санкт-Петербурге, которым руководит губернатор Валентина Матвиенко, чье имя даже упоминают в ряду возможных преемников г-на Путина. Только 50% земляков президента поддержало на выборах его партию, причем в некоторых районах города эта цифра падала до 48--49%.
Зато петербуржцы охотнее, чем россияне в целом, голосовали за «Справедливую Россию», возглавляемую другим питерцем федерального масштаба -- спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым. "Эсеры" получили в городе на Неве до 16% голосов в некоторых районах. Самую большую поддержку оказали партии г-на Миронова жители Астраханской области -- 20%.
Выше среднероссийского -- 13% -- был и результат в Ставропольском крае, хотя теоретически он мог быть гораздо выше. Ведь в марте это был единственный субъект федерации, где "эсерам" удалось выиграть региональные выборы у единороссов. Однако ставропольская кампания партии была смята: за неделю до 2 декабря лидер местного отделения, мэр Ставрополя
Дмитрий Кузьмин был решением Верховного суда исключен из регионального списка «Справедливой России», на него и на его коллегу по партии, спикера краевого парламента
Андрея Уткина были заведены уголовные дела.
«Красный пояс» все еще дает знать о себе высокими результатами КПРФ в Алтайском крае, Краснодарской, Брянской, Орловской, Омской и Новосибирской областях (17%). Выше среднероссийского (порядка 15%) получили коммунисты в Московской области. В Самарской области за них проголосовало 19%, а своего максимума на этих выборах партиях добилась в Воронеже -- 22%. Именно тут у единороссов был самый низкий результат. Что же касается ЛДПР, то, как и в 2003 году, самую большую любовь к ней проявили жители Дальнего Востока. Жириновцы получили 13% в Приморском и Хабаровском краях, 15% в Читинской и Магаданской областях.
Однако не процентом единым проходят в парламент депутаты. Так, от Магаданской области и Чукотки в Думу не попал ни один единоросс. Это связано со спецификой распределения мандатов. Для каждой партии определяется «цена» одного думского кресла -- это отношение суммы поданных за партию голосов к общему числу причитающихся ей мандатов. Чтобы определить количество «проходных» кандидатов от каждой региональной группы, число поданных за партию в регионе бюллетеней делится на «цену» мандата. Вот и получается, что у единороссов, получивших поддержку 44 млн россиян, мандат очень «дорогой». Из-за этого в малонаселенных областях им так и не удалось переманить на свою сторону такое количество электората, которое обеспечило бы хоть одно парламентское кресло. Зато у маленьких партий «цена» мандатов пониже, они и провели своих кандидатов. Примерно таким же образом «Справедливая Россия» лишилась мандата от Краснодарского края. Хотя партия в этом регионе преодолела семипроцентный барьер, ей не хватило абсолютного числа голосов, чтобы зарезервировать местечко в парламенте.
Хотя примерное число мандатов по региональным группам определено, списки депутатов составлять еще рано. Партии спешат использовать последнюю возможность для корректировки состава будущих фракций через механизм отказа от места в Думе. Уже поступила информация о том, что единоросские губернаторы-«паровозы», как и в 2003 году, заседать в парламенте не станут, уступая эту честь следующим по списку коллегам. Однако в некоторых случаях отказ народного избранника от завоеванного кресла может быть спровоцирован внутрипартийными интригами: расчищаются места для тех, кого нужно провести в депутаты.
Пока неизвестно, как собирается распорядиться причитающимся ему мандатом президент Владимир Путин. По новому закону он может отказаться от депутатского места, а через некоторое время все-таки вернуться в Госдуму, если у «Единой России» найдется для любимого национального лидера свободное кресло. Надо полагать, за этим в случае необходимости дело не станет...