Государственную думу вчера выбирали не только в России, но и за ее пределами. Причем не во всех странах избирательные участки открылись с согласия их правительств. К "несогласным" относятся Грузия и Молдавия, чей суверенитет лишь формально распространяется на территории непризнанных государств -- Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии. В Приднестровье было открыто около двух десятков избирательных участков, в Абхазии, по разным данным, от семи до 12. В Южной Осетии голосование проходило на территории городка миротворцев в Цхинвали.
Как ранее сообщили «Времени новостей» в российском Центризбиркоме, Россия пыталась получить через Министерство иностранных дел согласие Тбилиси и Кишинева на организацию голосования проживающих в «отложившихся» регионах российских граждан. Но в обеих официальных столицах это голосование, как и во время предыдущих больших российских выборов, сочли «ползучей оккупацией». В итоге проживающие в непризнанных республиках российские граждане проголосовали без разрешения.
Учесть результат этого голосования затруднительно: как и все остальные проживающие за рубежом россияне, жители непризнанных республик прикреплены к той или иной региональной комиссии внутри России, и их голоса просто вольются в «штатный» электоральный хор. Интересно, что больше всего участков оказалось в Приднестровье, которое не имеет общей границы с Россией.
Напомним, в начале 2000-х годов российские загранспаспорта выдавались почти всем жителям непризнанных государств, за исключением Нагорного Карабаха -- де-юре части Азербайджана, фактически самостоятельной и тяготеющей к Армении территории, которая и выступила эмитентом паспортов для его жителей. Причем жители Карабаха, несмотря на наличие армянских паспортов, органы власти этой страны не выбирают.
В Абхазии и Южной Осетии российская паспортизация охватила 90% населения. Тбилиси объявил, что российская паспортизация непризнанных республик неприемлема, примерно как если бы Грузия объявила своими гражданами всех жителей Чечни в период, когда она была фактически независима от России. С точки зрения России и самих сепаратистов, паспортизация была гуманитарной акцией -- старые паспорта СССР утратили смысл, получать грузинские жители непризнанных республик не хотели, собственных в тот период у них не было. А если бы и были, как сейчас, ни один пограничник в мире не признал бы их, ни одно консульство не поставило бы в такой документ визу.
Получив российские паспорта, жители республик автоматически приобрели и избирательное право. В 2003 и 2004 годах они уже голосовали и за Думу, и за президента России: тогда в Абхазии было открыто пять, а в Южной Осетии -- три избирательных участка. Сколько точно российских избирателей живет в этих регионах, сказать трудно, потому что даже на локальных выборах это число вызывает постоянные разночтения. В российском ЦИК полагают, что на территориях этих двух республик есть около 140 тыс. российских избирателей. Это не так уж мало, если учесть, что, по данным того же ЦИК, на парламентских выборах 2003 года за границей проголосовало всего около 350 тыс. россиян.
Развернуть сеть избирательных участков, которые открываются обычно на локальных выборах, непризнанные республики не смогли, поскольку не обладают избытком бюджетных средств. Да и выбираются, при всей их симпатии к России, все-таки депутаты парламента другого государства. В Абхазии тем не менее участков было больше, чем в прошлый раз. Президент республики Сергей Багапш насчитал семь участков -- по два в Гаграх и Гудауте и три в Сухуми, что для столицы республики, по его мнению, маловато. Сам Сергей Багапш проголосовал досрочно в Гульрипшском районе. Досрочное голосование вообще шло довольно интенсивно, поскольку заранее было понятно, что до избирательных участков 2 декабря доберутся не все. По другим данным, в Сухуми было развернуто все-таки четыре участка, и еще восемь работали в районах. Сильный субтропический дождь несколько испортил избирателям настроение, но, как говорят, не отразился на явке.
В Южной Осетии участок был один. Его демонстративно развернули на территории штаба Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-югоосетинского конфликта, которые состоят из российского, осетинского и грузинского батальонов. Этот факт, скорее всего, будет использован грузинской стороной для того, чтобы в очередной раз подчеркнуть, что миротворческая миссия в Южной Осетии выполняет несвойственные ей функции. Пока же югоосетинский госкомитет по печати и информации сообщил, что за день проголосовать смогли 80% обладателей российских паспортов.
Президент Абхазии Сергей Багапш не скрывает, что состоявшееся голосование -- политический жест: «От того, какой будет Государственная дума, зависит не только судьба России, но и судьба Абхазии». В выборах президента Грузии, намеченных на 5 января 2008 года, Абхазия участвовать не собирается, хотя президент Багапш и считает, что от их исхода зависит качество будущих отношений между Тбилиси и Сухуми: переговоры или конфронтация. В контролируемых Цхинвали районах Южной Осетии грузинского президента тоже выбирать не будут -- голосование пройдет только в грузинских анклавах, признающих суверенитет Тбилиси. При условии, разумеется, что до этого не произойдет очередного военного обострения.