Вчерашнее заседание правительства, посвященное исполнению бюджета-2007, проходило на фоне не слишком радостных событий вокруг отвечающего за вопрос Министерства финансов --
ареста заместителя министра Сергея Сторчака и явного несогласия с этим в финансовом ведомстве. Не случайно вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин после окончания заседания кабинета министров вынужден был говорить о реакции на дело Сторчака едва ли не подробнее, чем о бюджетной и макроэкономической ситуации в стране.
Подводя итоги исполнения бюджета-2007 за девять месяцев, вице-премьер сообщил, что по отношению к прошлому году в этом расходы выросли на 27,9%. А с учетом принятых по ходу дополнений, увеличивших расходную часть бюджета, рост составил 47,4%. «По сути, произошел половинчатый прирост бюджета», -- заявил г-н Кудрин. «Это рекордная цифра за все прошедшие годы!» -- все-таки не удержался последовательный борец с неконтролируемым ростом государственных расходов. Однако политической оценки происшедшему не дал. Не стал говорить и о том, почему такая щедрость властей случилась именно в год выборов и что она не могла не отразиться на инфляции.
Накануне
МЭРТ опубликовал прогноз по инфляции за 2007 год -- 11,5% ожидается к концу года. Г-н Кудрин всегда говорил, что в принципе допустимая инфляция 2--3%. А сегодня будто и не замечает прирост в 3,5% к запланированному правительством ранее уровню в 8%. И даже как-то нелепо оправдывает его, дабы отвести удар от нынешнего экономического курса. «Инфляционные факторы носят на 80--90% монетарный характер, -- утверждает г-н Кудрин. -- Мы не ожидали такого высокого притока капитала и цен на нефть. А потому не заложили прочность макроэкономических показателей. Расходы не снизили риски, и добавленные риски оказались избыточными».
Вице-премьер сказал, что благодаря ЦБ первое полугодие удавалось удерживать ситуацию под контролем. Но рекорды стали бить и золотовалютные резервы. В этом году их прирост составит 150 млрд долл. А тут еще подоспел рост цен на продовольствие.
Свой
вклад в инфляцию внесли и собственно исполнители бюджета -- министерства и ведомства, которые «неритмично расходуют средства», все откладывая на четвертый квартал. Г-н Кудрин сообщил, что по состоянию на 1 октября 2007 года до министерств и ведомств доведено 92,7% лимитов отпущенных на год бюджетных средств, а те, в свою очередь, довели до подведомственных учреждений только 83% годовых назначений расходов. В числе ведомств, медленнее других осваивающих бюджетные средства, глава Минфина назвал Мининформсвязи, исполнившее 21,5% расходных назначений, Федеральное агентство по информационным технологиям (6,5%) и Минэкономразвития, потратившее всего 7,9% своих годовых бюджетных ассигнований.
Но главный финансист надеется, что дела к концу года поправятся и не придется применять наказания. Он сообщил, что по просьбе премьера Виктора Зубкова меры ответственности ведомств за неисполнение бюджета Минфин внесет в правительство в конце нынешнего года или в начале следующего, когда станет окончательно ясно, кто не справился с расходованием казенных средств.
Впрочем, найти виновных будет не так-то просто. К концу дня одно из упомянутых г-ном Кудриным главных нарушителей бюджетной дисциплины ведомств -- Мининформсвязи -- весьма резко отреагировало на эти обвинения. Министр Леонид Рейман заявил, что при существующем механизме согласования ни одно ведомство не может освоить бюджетные средства в срок. И привел пример: "Основной объем средств, предусмотренный для работ по созданию системы
паспортно-визовых документов нового поколения, Минфин РФ перечислил Мининформсвязи только 26 ноября 2007 года, а это более 80% бюджета министерства". В то же время финансово-экономическое обоснование работ по созданию системы паспортно-визовых документов нового поколения было утверждено 20 июля 2007 года. "Кроме того, постановление, позволяющее нам тратить деньги по ФЦП "Электронная Россия", за выход которого отвечал в том числе Минфин, было подписано только 17 июля 2007 года, а средства были перечислены Минфином в середине августа, и уже в середине сентября нас начали критиковать за неисполнение бюджета", -- возмутился Леонид Рейман. "Минфину, прежде чем критиковать других за неисполнение бюджета, было бы неплохо разобраться в работе собственного ведомства, -- считает он. -- При существующем механизме согласования ни одно ведомство не может освоить бюджетные средства в срок. Очевидно, что этот механизм надо оптимизировать. Что касается Мининформсвязи, при отсутствии законных оснований для освоения денег мы предпочитаем честно возвращать их в бюджет".